Просмотренные публикации не запоминаются и вы можете видеть всё по нескольку раз. Зарегистрируйтесь чтобы видеть только новое.
Где я нахожусь?
         

Грузинское чудо автомобилестроения-"Колхида".
Выложено 22 сентября 2013
Картинки > Автомобили

Список публикаций автора
  Прислал(a):
  grand Информация об авторе
  Список публикаций
Рейтинг (проголосовало) 10.7 (68)   Комментариев 7
Просмотров 4160


ссср,   авто
[ теги сайта ]

Кутаисский автомобильный завод начали строить в конце 1940-х гг. Прототипом будущего автомобиля служил бортовой грузовик Московского завода имени Сталина. 18 августа 1951 года с его конвейера сошел первый в Грузии автомобиль — КАЗ-150. С этой даты принято отсчитывать биографию Кутаисского автомобильного завода имени Орджоникидзе.

1.     Оценить
Увеличить
В конце 50-х годов прошлого века конструкторы Кутаисского автозавода проявили творческую инициативу и разработали в экспериментальном порядке новый пятитонный грузовик. Для нового грузовика была выбрана компоновочная схема с кабиной над двигателем. Такая схема в те годы завоевывала все большее признание благодаря максимальному использованию полезной площади автомобиля, уменьшению его длины и колесной базы, улучшения обзорности с места водителя и маневренности автомобилей. Именно эти качества как нельзя лучше подходили для автомобилей, эксплуатирующихся в непростых горных условиях.


2.     Оценить
Увеличить
Так как отечественного опыта создания машин новой компоновки практически не было, внешний вид Кутаисского экспериментального грузовика получился довольно своеобразным. Первые два опытных образца, изготовленные в конце 1958 года, получили индексы: КАЗ-605 для грузовика и КАЗ 606 для седельного тягача. Кстати, именно эти машины впервые получили имя собственное — «Колхида».


3.     Оценить
Увеличить
По приказу из Министерства автомобильной промышленности приоритет в освоении производства был отдан седельному тягачу, а не базовой модели. И это не случайно, поскольку наибольший экономический эффект ожидался как раз от применения автопоездов С этого момента основной моделью стал считаться седельный тягач КАЗ 606, а производство бортового КАЗ 605 решили отложить до лучших времен, которые, кстати, так и не настали. В процессе подготовки к серийному производству КАЗ 606, кабина грузовиков несколько подверглась косметическим изменениям. Только после нескольких «пластических операций» седельный тягач КАЗ 606 Колхида пошел в серию со второй половины 1961 года.


4.     Оценить
Увеличить
По тем временам Колхида была довольно совершенная машина: удобная кабина со спальным местом, запуск двигателя кнопочным выключателем, рычаг передач, расположен на рулевой колонке вентилятор обдува для водителя, стандартные противотуманные фары. Все вместе взятое создавало недостижимый для других отечественных автомобилей уровень комфорта в дальнем рейсе.


5.     Оценить
Увеличить
Однако крайне низкое качество сборки автомобилей доставляло немало проблем эксплуатационникам. Низкой была «максималка» (всего 65 км/ч) при этом топлива на эти 100 км Колхиды «кушали» около до 50 л! Никудышными были проходимость и управляемость. Очень скоро Колхида получила за свой своенравный характер меткие шоферские клички «Катька», «Жаба», «Цирковая лошадь». Однако за просторную кабину машину любили.


6.     Оценить
Увеличить
С 1962 года с конвейера завода стала сходить обновленная модель седельного тягача КАЗ-606А.


7.     Оценить
Увеличить
Завод им Лихачева нашел возможность обеспечивать Кутаисский автозавод двигателями ЗИЛ-130 только в 1967 году, и кутаисские автомобилестроители сразу же освоили серийный выпуск автомобиля КАЗ-608. Характерной особенностью автомобиля КАЗ-608 и его последующих модификаций вплоть до КАЗ-608В2 являлось наличие двух независимых друг от друга глушителей и двух выхлопных труб, т.е. каждый ряд V-образного двигателя ЗиЛ-130 имел свою выпускную систему. Как ни странно, еще одним слабым местом Колхиды оказалась откидывающаяся вперед кабина. Наблюдались даже случаи, когда во время движения кабина самопроизвольно откидывалась на пружинах, что естественно приводило к аварийным ситуациям.


8.     Оценить
Увеличить
На базе Колхиды 608 была и такая машина.


9.     Оценить
Увеличить
Автомобили КАЗ — Колхида были далеко не идеальными автомобилями, но достоинств у них было значительно больше, чем недостатков, поэтому нужно отметить, что разработка автомобиля с кабиной над двигателем — большое достижение конструкторов Кутаисского автозавода. К тому же автомобиль КАЗ-606 стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем, да еще со стандартным спальным местом. Аналогичные по компоновке и отчасти по назначению серийные тягачи МАЗ 504 появились значительно позже…


10.     Оценить
Увеличить
В 1976 г. изменили форму кабины автомобиля. Она приобрела не то что менее округленные, а откровенно квадратные формы. С передней части кабины исчезло написанное в грузинском стиле слово Колхида, появились три незатейливые буквы «КАЗ», растянутые во всю ширину «передка». Но автомобили по-прежнему называли «Колхидами». В начале новый тягач имел индекс КАЗ-608 образца 1976 года.


11.     Оценить
Увеличить
Затем, после изменения конфигурации окон дверей и подкрылков передних колес (они стали трапециевидными), тягачу присвоили индекс КАЗ-608В. На него стали устанавливать двигатель ЗиЛ-130Я5. Масса перевозимого груза возросла до 15500 кг. Емкость каждого топливного бака была увеличена до 125 л. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 км.


12.     Оценить
Увеличить
Такие машины, пускай и редко, но все же еще встречаются на дорогах. В основном это «родные» седельные тягачи, но попадаются и седельники, переделанные в бортовые грузовики или самосвалы.


13.     Оценить
Увеличить
Самым интересным автомобилем, выпускавшимся в Кутаиси, была последняя массовая модель КАЗ-4540, относящаяся к категории так называемых транспортно-технологических машин.


14.     Оценить
Увеличить
С 1981 г. на Кутаисском автозаводе началось строительство новых цехов, в том числе и агрегатного производства. Параллельно с коренной модернизацией предприятие продолжало выпускать КАЗ-608В. Участие в создании нового КАЗ-4540 принимали многие крупнейшие предприятия страны. Двигатель для автомобиля сконструировали специалисты Ярославского моторного завода. V-образный шестицилиндровый двигатель развивал мощность 160 л.с. Платформа тягача и двухосный прицеп были разработаны конструкторами Балашовского ГКБ по тракторным и автомобильным прицепам. Большая емкость кузовов (13,76 куб. м) с надставными бортами позволила достигнуть высокой эффективности автомобиля.


15.     Оценить
Увеличить
Только в январе 1984 г., после прохождения межведомственных испытаний, автомобиль был рекомендован к производству. Через месяц, 8 февраля, была готова первая промышленная партия, а к концу года — 500 автомобилей. В 1985 г. с конвейера стали выезжать только ярко-оранжевые КАЗ-4540 с далеко выдвинутой вперед широкой кабиной с огромными ветровыми стеклами.


16.     Оценить
Увеличить
В 1990 г. автомобиль модернизировали, и в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который в отличие от предшественника имел гидравлическую систему запирания бортов. Такая же система была использована и в прицепе ГКБ-8535-01. Распад Советского Союза неблагоприятно отразился на выпуске этих машин


17.     Оценить
Увеличить
На сегодняшний день точной информации о том, что стало с Кутаисским автозаводом, нет (кто подскажет ? ). Во второй половине 1990-х гг. здесь пытались наладить производство неполноприводных автомобилей с кабиной от КАЗ-4550 — безуспешно, пытались делать некое подобие мультикара — тот же результат. Говорят, что завод формально существует и сегодня и даже, вроде как, производит по несколько десятков КАЗ-4540 в год, однако четкого подтверждения этой информации нет.


18.     Оценить
Увеличить
Самым запоминающимся впечатлением от завода была картина окончания смены — у честных грузинов не было проходной и в конце рабочего дня сторожа просто открывали ворота. Каждый нёс то, что мог утащить: кто банку краски, кто моток провода и т. д. Второй лулзодоставляющей картиной был отпуск готовой продукции. Грузовики распределялись по предприятиям Союза ССР. За ними приезжали водители-перегонщики. Колхиды выталкивались за ворота завода и там гонцы пытались их завести, что удавалось далеко не всегда. Водители проводили дни, недели и даже месяцы, пытаясь определить, почему они не едут, и упорно пыткаясь устранить эти причины.


19.     Оценить
Увеличить
из воспоминаний водителей:,,В годы зелёной юности довелось мне проехать на этом гм автомобиле всего 320 км за рулём НО впечатлений и усталости было как если бы я сгонял на межгород Во первых до меня наконец то дошло почему создатели этой упряжки упорно и гордо именуют её «горный тягач» я ехал по голимой равнине но был небольшой боковой ветер и «зиловский» движок который вполне достаточен для обычных «ЗиЛков» так натужно тащил это чудо с кабиной огромной парусности что у меня было постоянное ощущение подьёма в крутую гору Ну а если добавить что у 4 летней машины было около 90 градусов люфта руля благодаря изумительному гидроусилителю а во время переключения передач приходилось гонять рычаг по всей кабине".


20.     Оценить
Увеличить
За недостатки ходовых качеств в шоферский кругах «Колхиду» называли «Катька», «Жаба», «Цирковая лошадь», «Подгорный тягач» (хорошо ехал только под гору), «Месть за Сталина», "грузинское чудо, - русское горе". За квадратную форму кабины КАЗ-608В называли «Сервант». Есть анекдот, как «Колхида», груженая кирпичом, безуспешно пыталась въехать в гору, на что увидевшие это грузины сказали: «Мы автомобиль делали чай с гор возить, а вы в гору да кирпич». Ходили поговорки: «„Запорожец“ — не машина, „Колхида“ — не тягач», «Страшнее тигра или рыси — автомобиль из Кутаиси». Стишок: «Кто в Одессе не бывал, тот не видел моря, кто на КАЗе не работал, тот не знает горя».


Понравилось? Отправь друзьям
поделиться публикацией на vk.com  поделиться публикацией на facebook  поделиться публикацией в twitter  поделиться публикацией в telegram  поделиться публикацией в Whatsapp  поделиться публикацией в Odnoklassniki  отправить другу по e-mail
или себе в заметки:
отложить публикацию в Мои заметки  
Новая публикация - поставьте, пожалуйста, рейтингДать рейтинг:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   11 12 12!

Главная страница
Нет текущей ленты.

Комментарии :
Добавить комментарий к публикации Добавить комментарий


ID:63450 Репа:>50    Alex Rasputin [12]  22.09.2013    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

спасибо, не знал о током чюде.

ID:1089667 Репа:+8    sergeycot  22.09.2013    
Не понравился комментарий  -1  Понравился комментарий

Я на этом цуде до армии пол года ездил , молодь не знает че есть спиначес

ID:866103 Репа:+1    volk 33 [12]  22.09.2013    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Очень интересно!

ID:877020 Репа:+29    ebantrop [10]  22.09.2013    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

Посчастливилось на этом чуде в 90 м покататься,не зарулём а как пасажиру.Почемуто этот прицеп водилы навали даймон или даймонд. Помню во время движения рычаг переключения отвалился,мы от смеха напол сползли.Хорошо руль не отвалился)))

ID:790204 Репа:-1    Сenturion  22.09.2013    
Не понравился комментарий  +0  Понравился комментарий

"Ты чай грузы, чай! Чай она повэзёт!"

ID:335046 Репа:>50    Crony [10]  24.09.2013    
Не понравился комментарий  +2  Понравился комментарий

Хоть я и патриот отечественного автомобилестроения,но могу сказать,что советские грузовые автомобили послевоенного периода за редким исключением были редкостным дерьмом.Говорю так,потому,что вырос на этих автомобилях и ездил на них.Кроме того была возможность сравнить,с автомобилями того же периода,такими как Татра,Чепель,Ифа,Шкода,Стар,Ро же соц.лагерь,но автомобили были другого уровня.Мне искренне жаль,наших бедолаг-водителей,работавших на Кразах,Казах и прочих азах.....работавших на машинах без гидроусилителей руля,часто в деревянных, продуваемых кабинах,без подрессореных сидений,да частенько и без печек.

ID:60387 Репа:+1    MustanG  24.09.2013    
Не понравился комментарий  +1  Понравился комментарий

Хоть я и патриот отечественного автомобилестроения,но могу сказать,что советские грузовые автомобили послевоенного периода за редким исключением были редкостным дерьмом.Говорю так,потому,что вырос на этих автомобилях и ездил на них.Кроме того была возможность сравнить,с автомобилями того же периода,такими как Татра,Чепель,Ифа,Шкода,Стар,Ро же соц.лагерь,но автомобили были другого уровня.Мне искренне жаль,наших бедолаг-водителей,работавших на Кразах,Казах и прочих азах.....работавших на машинах без гидроусилителей руля,часто в деревянных, продуваемых кабинах,без подрессореных сидений,да частенько и без печек.
 
Crony, Уж если быть до конца честными, то ГДРовские IFA водители называли: "месть за Берлин". На КАЗ на автобазах сажали в наказание. На нашей считали что это жестоко, поэтому все КАЗ сразу переделывали в ЗИЛ используя агрегаты списанных машин. Самыми желанными были Татры и Шкоды. Получить Ивеко-Дойц было на грани фантастики.


Альтернативные названия:
Добавить свою версию названия для этой публикации Я придумал(a) другое название



Pokazuha.ru
многим понравилось
Яркая палитра для очаровательной, увлечённой худо...
Pokazuha.ru
многим понравилось
Великая Отечественная. Часть 8
Pokazuha.ru
многим понравилось
Голая Тамара позирует на берегу реки
Pokazuha.ru
многим понравилось
в одежде и без. new format 7


Еще...
 
ВНИМАНИЕ!
pokazuha.ru НЕ является открытым ресурсом. Копирование материалов запрещено. Разрешены ссылки на публикации.

Ссылка на эту публикацию:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1168257
 
Последние просмотры   Написать нам  Написать нам
 

Полная версия сайта