Pokazuha.ru
Автор: 111С
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1052472

Легенды советского автопрома (часть 7). ЗиЛ-4104 - венец советского автомобилестроения
Картинки > Автомобили


С приходом к власти Никиты Хрущева в Гараже особого назначения произошли большие изменения: все иномарки оттуда пропали.

А завод имени Сталина переименовали в честь Лихачева, и с 1959 года начали на нем производить правительственные ЗИЛ-111, напоминающие увеличенную «Волгу» ГАЗ-21 (6,16 м длины, двигатель V8 200 л.с.). Конструктором машины был А.Н. Островцов (ранее он работал и над ЗиС-110), а дизайнером Л. Еремеев, авторству которого принадлежала ГАЗ-13 «Чайка». Именно поэтому ЗиЛ стилистически копирует газовскую машину, вместе с тем имея более строгий внешний облик. Конструкция ЗИЛ-111 имела все обычные атрибуты американских дорогих автомобилей середины 50-х: рамное шасси с независимой пружинной подвеской передних колес, V-образную восьмерку, автоматическую коробку передач, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов, автоматический привод стеклоподъемников. В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 оборудованная кондиционером воздуха ЗиЛ-111А.

В 1964 году Н. С. Хрущев был отправлен в отставку, к власти пришел Л. И. Брежнев. Коммунисту № 1 требовался новый автомобиль № 1. Так на смену «глубокому рестайлингу» ЗиЛ-111Г пришла новая модель ЗиЛ-114. Несмотря на то, что Брежнев был заядлым автомобилистом, в отличие от Сталина и Хрущева, в процесс создания он не вмешивался.

Автомобиль получился самобытный, не подражающий напрямую американским моделям и вполне современный. Практически вся конструкция создавалась с нуля, за исключением двигателя, но и он был серьезно переработан.

Корпус ЗИЛ-114 длиной 6,3 метра покоился на мощной раме и очень хорошей подвеске, что обеспечивало неслыханную ранее плавность хода — по этой причине несколько специальных вариантов автомобилей были переданы ведущим киностудиям в качестве операторских машин. Двигатель в 300 лошадиных сил делал его одним их самых быстрых правительственных автомобилей в мире. Всего было собрано 120 таких автомобилей.

ЗИЛ-114 имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. ЗИЛ-114 имел неофициальное прозвище — «членовоз». Стеклоподъёмники всех дверей имели электроприводы, а замки дверей централизованную блокировку. Машина комплектовалась также кондиционером. Благодаря детермальным стёклам, в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Для удобства входа и выхода рулевое колесо было выполнено откидным. Автомобиль оснащался автоматической гидромеханической трансмиссией. Управление переключением передач — автоматическое, но допускает вмешательство водителя для выбора нужной передачи. Привод рулевого управления с гидроусилителем.

Всего было выпущено около 150 автомобилей ЗИЛ-114, включая и несколько автомобилей ЗИЛ-114К, имевших большой люк в крыше над пассажирским рядом сидений, дававшим возможность приветствовать людей стоя в лимузине. Также, один из ЗИЛ-114 послужил базой для создания киносъемочного пикапа с открытым бортом (впрочем, пикап был построен не заводом). Цель создания такого автомобиля — быстрая съемка на ходу.

К широко отмечаемому в 1977 году юбилею революции автопарк ГОН решили обновить. Однако новая «Чайка» ГАЗ-14, став длиннее, потеряла шарм своего предшественника — хотя приобрела такую полезную деталь, как кондиционер. Правда, некоторые чиновники ворчали, что кондиционер в машине нужен только загнивающему Западу (чтоб не так быстро загнивал), и предпочитали по старинке охлаждаться открытием окошка.

Вместе с этим на новую модель пересело и Политбюро: в 1978 году появился ЗИЛ-115, позже переименованный в ЗИЛ-4104. Первые 25 автомобилей сразу же разобрали себе руководители партии и союзных республик. По своим техническим характеристикам ЗИЛ-4104 стал наиболее совершенным из отечественных «членовозов»: мощность возросла до 330 л.с. (100 км/час он набирает за 13 секунд), были решены мелкие проблемы, досаждавшие водителям и пассажиров предшествующих моделей. В разных вариантах он выпускался до 2002 года, а всего с конвейера сошли 320 машин.

В 1983 году на смену ЗИЛ-4104 пришёл ЗИЛ-41045. На специальных ЗИЛ-41045 впервые была установлен салон-бронекапсула, обеспечивающая большую безопасность, чем традиционные стальные вставки. Согласно расчетам, она может выдержать попадание снаряда малокалиберной пушки. Кроме того, на базе основного автомобиля были созданы два особых «реанимобиля» — на тот случай, если в поездке по стране вождей пролетариата подведет здоровье. Для периода конца 70-х — начала 80-х, когда генсеки были практически постоянно при смерти, это было очень актуально.

Увы, с началом «эпохи перемен» производство советских лимузинов начало сворачиваться. Сначала в 1989 году, под предлогом «борьбы с привилегиями», был прекращен выпуск «Чайки». Правда, сам Михаил Горбачев на «Волгу» пересесть не захотел, и даже заказал себе новый бронированный ЗИЛ-41045. «Членовозам» вообще повезло чуть больше — их ещё долго использовали руководители постсоветских республик. Но, в конце концов, и их из ГОНа и других ведомственных гаражей постепенно вытесняли импортные лимузины. Свою бессменную службу до сих пор несут только кабриолеты ЗИЛ-41044, на которых генералы уже третье десятилетие принимают на Красной площади главные военные парады страны. Ведь было бы весьма странно поздравлять с праздником Победы и приветствовать строй из салона «Мерседеса». У ЗиЛ-41044 отсутствует правое переднее сиденье, а в центре салона установлена тумба с поручнем. Кроме этого автомобиль оборудован блоком микрофонов и радиостанцией, антенны которой расположены на задних крыльях. По некоторым сведениям было выпущено всего три экземпляра модели 41044, которые все попали в гараж Министерства обороны, при этом один из них является резервным.

В 1985 году было начато производство ЗИЛ-41047, пришедшего на смену модели ЗИЛ-41045. Конструкция 41047 выполнена по классической схеме: кузов на лонжеронной раме, задние ведущие колеса, независимая торсионная подвеска передних колес, задних — зависимая. Длина лимузина ЗИЛ 41047 составляет 6330 мм, ширина 2086 мм, высота 1500 мм, колесная база 3880 мм, дорожный просвет — 170мм.

ЗИЛ-4104 предназначен для перевозки семи человек, большая часть автомобилей оснащена подъемной стеклянной звуконепроницаемой перегородкой позади передних сидений. Передние и задние сиденья сделаны раздельными с регулировкой по длине и по наклону подушки. Два дополнительных средних сиденья раскладываются и могут быть убраны в ниши, предусмотренные в тыльной части перегородки. Кокпит кузова делится перегородкой на пассажирский салон и кабину с местами водителя и охранника. Салон снабжен диваном и двумя откидными сиденьями. В базовом варианте предусмотрен полный электропакет, передние сиденья отделаны высококачественной кожей, задние – дорогим велюром. Салон ЗИЛ-4104 похож на экспозицию музея мебельного мастерства: двери, рамки окон, передняя панель отделаны шпоном из карельской березы. Изящный руль не перекрывает контрольные приборы.

В отличие от своих предшественников, ЗИЛ 41047 получил — прямоугольные фары Bosch с очистителями. Модернизация коснулась передней части кузова, на стеклах передних дверей исчезли поворотные форточки, появились современные наружные зеркала заднего вида с электроприводом, изменился дизайн молдингов и бамперов. Модели получили двигатель с увеличенным рабочим объемом (7,69 л. против прежних 6,96 л.), мощность возросла на 15 л.с. Колеса стали 16-дюймовыми (вместо 15-дюймовых) с шинами радиального типа. Изменилось решение задней части автомобиля.

На базе 41047 разработано несколько модификаций различного назначения, в том числе: медицинский универсал ЗИЛ-41042, кабриолет ЗИЛ-41044, пятиместный седан ЗИЛ-41041 с укороченной колесной базой, автомобиль охраны «Скорпион», автомобили спецсвязи ЗИЛ-41049, ЗИЛ-4107, ЗИЛ-41071, бронированные лимузины ЗИЛ-41052 и ЗИЛ-41047ТБ (изготовлен на фирме «Траско Бремен» в 1992 году в количестве 2 экземпляров). Заводом был даже создан в 1990 году под заказ киносъемочный вариант ЗИЛ-4104Р.

За все время производства серии ЗИЛ 115 изготовлено более 300 автомобилей. Последний легковой ЗиЛ был выпущен в 2002 г. для президента Казахстана. С тех пор легковое подразделение автозавода ЗиЛ занимается только ремонтом б/у машин.

После распада СССР власть уже окончательно отстранилась от отечественного авто, пересев на шикарные иномарки. Так президент Ельцин ездил уже на бронированном «шестисотом». Это, кстати, был первый такой «мерседес» — до 1995 года концерн не занимался удлинением своих автомобилей, это делали тюнинговые фирмы. Машину разрезали пополам, в середину вваривали вставку. Ельцинский же пульман был создан на заводах «Мерседес-Бенц» сразу длинным и бронированным, в нем были воплощены все тогдашние технические достижения — ведь машина предназначалась канцлеру ФРГ Г.Колю. То ли друг Гельмут презентовал его другу Борису, то ли сказались хорошие связи ГОНа с концерном, но первый в истории концерна пульман оказался в кремлевском гараже.

О наивной попытке Б.Немцова пересадить чиновников на «волги» можно и не вспоминать, хотя горьковские машины в Кремлевском гараже особого назначения присутствуют. Правда, изрядно переделанные в Финляндии — у них автоматическая КПП, фордовский мотор, комфортабельный салон. И, конечно, чиновники высокого уровня на них не ездят, ГАЗ-3102 даже как машины сопровождения практически не используются — охрана предпочитает «гелендвагены».

Как ни странно, еще не так давно машины завода им. Лихачева (ЗИЛы 114, 115 и 117) были второй по численности маркой ГОНа после мерседесов. Но деградация завода лишила кремлевский гараж возможности пополнять парк отечественными авто. Да и зачем тратить родимые рубли, когда есть чужая валюта. Тем более, что бюджетом распоряжаются правительство и Госдума, а уж они о себе не забудут. Если надо, законодательно оформят свои привилегии.

Вместо эпилога

«В ближайшем будущем первые лица страны могут пересесть на автомобили ЗиЛ», «Минпромторг хочет возродить «Чайку» и «Москвич», «Итальянская Pininfarina S.p.A планирует совместно с АМО «ЗиЛ» реализовать проект по созданию нового представительского легкового автомобиля». Такие заголовки периодически появляется в средствах массовой информации. Иногда эти статьи сопровождаются даже фотографиями новой модели. ЗиЛ-4112 называется.
Лично у меня эти заявления бурного восторга не вызывают. И вовсе не потому, что мне наплевать, что российский президент ездит на немецком автомобиле. И не потому, что жалко денег налогоплательщиков, которые, возможно, пойдут на возрождение представительского ЗиЛа. Эти деньги так или иначе «освоят» и налогоплательщиков не спросят.

Просто не хочу участвовать в очередном политическом лохотроне. Почему лохотроне? Во-первых, потому что эти эскизы и макеты появились не вчера, а в лучшем случае в начале 2000-х годов, а некоторые вообще во времена перестройки, просто сейчас их вновь явили миру. А значит, сегодня никаких разработок не ведется.

Во-вторых, есть информация, что на генеральном плане города Москвы 2020 года завода имени Лихачева уже нет. Что возрождать? Если уже все решили. Есть мнение, что в данной ситуации лучше воскресить Руссо-Балт. Еще и Василий Аксенов в своем произведении «Остров Крым» этот вариант рассматривал. Хотя ведь то был лишь фантастический роман.