Pokazuha.ru
Автор: A-Kopf
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1142263

Парусные корабли
Картинки


Первые парусные и парусно-гребные суда появились несколько тысяч лет назад в эпоху древнейших цивилизаций.

Считается, что прообраз паруса появился в глубокой древности, когда человек только начал строить лодки и отважился выйти в море. В начале парусом служила просто натянутая звериная шкура. Стоявшему в лодке человеку приходилось обеими руками держать и ориентировать ее относительно ветра. Когда люди придумали укреплять парус с помощью мачты и рей неизвестно, но уже на, дошедших до нас, древних изображениях египетских кораблей можно видеть деревянные мачты и реи, а также штаги (тросы, удерживающие от падения назад мачту), фалы (снасти для подъема и спуска парусов) и другой такелаж. Так что, появление парусного судна можно отнести к глубоким доисторическим временам...

Несколько тысячелетий морские суда совершали свои неторопливые плавания преимущественно на вёслах. Паруса играли лишь вспомогательную роль. А ведь отказ от вёсел позволил бы улучшить мореходность (благодаря более высокому надводному борту), увеличить грузоподъёмность и дальность плавания (за счёт сокращения численности экипажа и, следовательно, запасов провианта). Однако построить полноценный парусник древние корабелы до определённого времени не могли. Во-первых, при относительно большой парусности ветер создаёт значительную нагрузку на мачты, которая передаётся на корпус. Обеспечить же требуемую прочность конструкции технология того времени не позволяла. Во-вторых, было достаточно дешёвой рабочей силы в качестве использования гребцов и это казалось более выгодным, чем напрягать мозг и усложнять парусную оснастку. Так или иначе, но до середины XIV века эволюция морского судна происходила крайне медленно.

Принято считать, что парусно-гребные суда классической конструкции появились в Финикии во II тысячелетии до н.э. Если у строившихся ранее египетских судов прочность корпусу придавал соединявший его приподнятые оконечности специальный канат-растяжка, то теперь для тех же целей служил сплошной деревянный киль. Изменился и рангоут: мачты стали однодревковыми. Также финикийцы изобрели подводный таран – оружие, позволявшее наносить значительный урон судам неприятеля в морском бою. Впоследствии такие великие державы как Греция, Карфаген, Рим строили свои корабли на базе финикийских прототипов.

Первые серьёзные изменения в парусном вооружении античных судов датируются II–I вв. до н.э. Тогда на некоторых римских начали применять дополнительные наклонные мачты со вторым прямоугольным парусом небольшого размера – артемоном. Кроме того, на главной мачте поверх основного паруса иногда устанавливали одно или два вспомогательных треугольных полотнища. Характерно, что парусность наращивалась не на военных, а на торговых судах: держать много гребцов в ущерб перевозимому грузу становилось невыгодно.

Следующий важный этап – использование паруса треугольной формы, прикреплённого к сильно наклонённому вперёд рею. Подобный парус по сей день называется латинским, хотя римляне лишь позаимствовали его у арабов, приблизительно, в IV веке н.э. С таким парусом судно приобретало способность ходить не только при попутном или боковом ветре, но и при встречном ветре, поскольку могло лавировать, меняя галсы. Именно внедрение латинского парусного вооружения привело к созданию галеры – самого распространённого типа парусно-гребных судов на Средиземноморье.

Галеры и их многочисленные собратья – дромоны, шебеки, галионы, гемамы, галеасы и другие суда – предназначались в первую очередь для абордажного боя. Но по мере развития артиллерии необходимость в дальнейшем использовании таких кораблей снижалась. А после повсеместного перехода к тактике линейного боя в кильватерных колоннах потребность в таких парусно-гребных кораблях пропала совсем. Уже к середине XVIII века большинство флотов от галер отказалась. Сохранились они в России, Украине, Швеции, Греции – странах, где изрезанность береговой кромки рек и морей со множеством бух, островов или порогов лишь в малой мере позволяла маневрировать многомачтовым парусным кораблям. Но и галерам пришёл час уйти в историю. Последний раз галеры участвовали в боевых действиях в мае 1828 года во время русско-турецкой войны.


Также РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ:
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1141494
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1141277
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1140899
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1139292
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1138588