Pokazuha.ru
Автор: joe63
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1151832

Амальфи - город "ласточкино гнездо"
Картинки > Фотографии


Амальфи - город, давший название одному из самых красивых мест в мире: Амальфитанскому (Амальфийскому) побережью.

В отличие от многих мест южной Италии город никак не назовешь культурной пустыней. Сейчас это маленький курортный городок, но у него своя, по-своему великая, история. В IX веке здесь была республика. Веком позже жители сами выбрали себе герцога, или дожа. Расцвет этого города-государства пришелся на самое темное время в Европе - X-XI века - эпоху, когда маленький городок был более могущественным, чем Неаполь.
Амальфитанское герцогство входило в число четырех главных морских государств на территории Италии наравне с Венецией, Генуей и Пизой и временами контролировало всю торговлю на Средиземном море. В память о тех временах и давнем соперничестве проводятся ежегодные исторические регаты, в которых команды четырех городов соперничают не только в искусстве управления лодками, но и в пышности старинных костюмов (зрители по части пышности костюмов не отстают). Место проведения регаты меняется каждый год: таким образом, раз в четыре года крохотный Амальфи вновь становится столицей морской державы, принимая у себя товарищей по полузабытому великому прошлому.
Как и другие города Южной Италии, Амальфи в ходе своей истории стал местом встречи и переплетения довольно неожиданно нашедших друг друга культур: тут встретились Север и Юг, норманны и арабы.
С 1100 года город утратил самостоятельность, попав под власть этого странного, но сильного норманно-мавританского альянса. В 1135 и в 1137 годах пизанцы свели с Амальфи старые счеты, разграбив его.
Яркое прошлое повсюду оставило в городке отчетливые следы. На городских стенах то тут, то там, порой в самых неожиданных местах - где-нибудь под водосточной трубой, - попадаются фрагменты рельефов романской эпохи, какие-то скульптурные обломки и детали. Жители современного Амальфи давно не очень знают, что со всем этим делать, и поновляя свои дома известкой (в Амальфи в большом ходу белый цвет), просто обмазывают проступающие из стен древние барельефы по бокам, не смея трогать сами скульптуры. Главной же ценностью, оставшейся от эпохи расцвета города, является собор Святого Андрея Первозванного, покровителя города, построенный в крайне своеобразном стиле, который одни называют норманно-византийским, другие - норманно-арабским, третьи напирают на то, что в нем чувствуется и сильный привкус итальянской романики... На самом деле он сочетает в себе все эти элементы. Однако главный (западный) фасад собора - это в значительной степени новодел, впрочем, очень любопытный, какой мог появиться только в Италии. К середине XIX века он был почти полностью разрушен, и было решено его восстановить. Для того, чтобы вспомнить, как он выглядел до разрушения, собрали чуть не всех жителей города преклонного возраста, и каждый из них одновременно со всеми остальными толкнул речь о том, как выглядел собор раньше. Как ни странно, результат такого сотрудничества оказался неплохим. Из архитектуры собора удалили все позднейшие барочные элементы, появившиеся в XVII веке и действительно восстановили более-менее то, что когда-то было. Ну, чуть приукрашенное, разумеется.
Однако в соборе сохранилось много подлинных фрагментов, относящихся к раннему средневековью, например, целый клуатр под названием Райский Сад, когда-то служивший кладбищем для избранных амальфитанцев.

В Италии прошлое очень живуче. Когда-то, примерно в XVI столетии, жители Амальфи узнали, что на их городок идет турецкая эскадра. Они знали, что силы в сражении будут неравны. Им оставалось только молиться небесному покровителю города Святому Андрею, и они молились всю ночь, а за стенами собора ревела буря. Наутро притихшее море выкинуло на амальфитанский берег обломки турецких фелюг. Один из чудесно спасшихся жителей Амальфи подобрал доску от разбитого в щепы турецкого корабля. Потомки этого человека до сих пор живут в этом городе, и обломок турецкого судна до сих пор хранится в этой семье как доказательство чуда, совершенного Святым Андреем. В день ежегодной процессии в честь Святого Андрея представитель этой семьи идет впереди процессии, неся в руках черную от времени доску.

В современном Амальфи есть две широкие (но короткие) улицы: набережная и перпендикулярный ей "проспект". Остальные, расходящиеся во все стороны улочки, превращающиеся временами в лестницы, больше похожи на коридоры большой коммунальной квартиры. Иногда, бродя по этим сверхузким тихим улочкам, в которых слышно каждый звук, доносящийся из открытых окон чужих домов, чувствуешь себя именно как в коридоре коммуналки.


Остальные итальянские публикации можно найти здесь - http://pokazuha.ru/system/main.cfm?filename2=../view/author_pubs.cfm&nick=843695&name=joe63