Pokazuha.ru
Автор: joe63
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1154411

Культурный шок - 3. Греческая Брестская крепость.
Картинки > Фотографии


Продолжаю серию публикаций "Культурный шок", посвященную неожиданным открытиям.

Во время отдыха на Крите лет шесть назад мы в отеле спросили, куда бы нам тут поблизости съездить. Нам посоветовали монастырь Аркади, о котором мы ровным счетом ничего не знали в тот момент. Думаю, это название и сейчас большинству русских туристов ничего не говорит. Поэтому, как мне кажется, рассказ об этом уникальном месте представляет интерес. А те, кто считает себя христианами, просто обязаны о нем знать.

Текст написан моей женой.

Монастырь Аркади на греческом острове Крит сегодня не очень известен, но в 1866 году о нем говорил весь христианский мир. О трагедии монастыря писал Виктор Гюго, Айвазовский изменил маринистике и написал воображаемый посмертный портрет игумена монастыря Гавриила Маринакиса в момент гибели (картина "Взрыв Аркадионского монастыря на Крите в 1866 году"). Появился даже термин "Холокост в Аркади".
Дата основания монастыря неизвестна точно. По некоторым данным, он был основан в V веке и получил свое имя не то в честь византийского императора Аркадия, не то в честь его тезки, простого монаха, основавшего монастырь в горах острова Крит. Другая легенда гласит, что монастырь находится на месте древнего города Аркадия.
В XVI веке монастырь был украшен великолепной церковью Св. Константина (по другим данным, Св. Константина и Елены), построенной венецианскими мастерами (в ту пору Крит был частью владений Венецианской республики).
Позже Крит попал под власть Оттоманской империи, как и вся Греция. Начало турецкой оккупации стало одновременно началом освободительной борьбы. Крит - удобное место для партизанской борьбы: это большой гористый остров с крупными лесными массивами, которые сложно контролировать. Партизаны Крита прославились в борьбе с турками, а позже, во время Второй Мировой войны, продолжили традицию, успешно сражаясь с немцами.
Борьба за независимость от турецкой оккупации составила долгий героический период греческой истории. Победы, ответная резня с уничтожением населения целых островов и городов, продолжение борьбы, снова резня, обращение тысяч пленных греков в рабство (в том числе и в XIX веке!), - все это продолжалось не одно столетие.
К счастью, греки были не одиноки в своей борьбе (в ту пору христианский мир еще достаточно остро ощущал свое единство): во многих странах Европы, в США формировались отряды добровольцев, называвших себя филэллинами (любящими греков), отправлявшихся на эту войну (самым известным филэллином был лорд Байрон, отдавший за свободу Греции свою жизнь). Среди добровольцев были не только романтически настроенные «простые люди», но и профессиональные военные: в числе последних было особенно много британцев, которые нередко командовали частями повстанцев. В отдельных случаях христианские государства направляли в Грецию свои войска для поддержки греческих сил (солдат в Грецию посылали, в частности, Россия и Франция, они участвовали в боевых действиях).
В итоге континентальная Греция частично добилась независимости к 1832 году. Остров Крит и большие территории северной Греции де-факто приблизились к обретению независимости в 1898-99 годах, что было юридически закреплено в 1913 году.

Одним из центров освободительной войны на Крите был православный монастырь Аркади, использовавшийся повстанцами как надежное место для хранения припрятанного до поры оружия и тайных встреч повстанцев, посещавших монастырь под видом паломников. В 1866 году Крит был охвачен очередным восстанием против турок. Чей-то донос известил турецкие власти о происходящем в монастыре, а также о том, что непосредственно в момент доноса в стенах обители находились 12 из 16 членов критского революционного комитета и большое количество партизан.
Турки направили к монастырю 15 000 солдат с 30 орудиями. Любопытно, что при многих разночтениях в истории монастыря, эту цифру - 15 000 турецких солдат - приводят все.
Крестьяне окрестных сел, видя приближение турок, устремились в монастырь, под охрану его мощных стен. Так в монастыре, помимо монахов, оказалось около 250 вооруженных мужчин и около 600 женщин и детей.
Турки предложили монастырю открыть ворота и выдать всех "бунтовщиков". Они получили отказ. Началась осада Аркади.
Обороной монастыря руководил, по некоторым данным, сам игумен, по другим, человек по имени Костас Ямбуракис. Кельи скоро превратились в лазарет для раненых. Монастырь был обречен, как любая осаженная крепость, которой неоткуда ждать подкрепления: у восставших постепенно заканчивались боеприпасы, продукты, медикаменты, были проблемы с питьевой водой, но желающих сдаться не было. Среди сражавшихся были не только воины, но и крестьяне, монахи, даже некоторые женщины и сам игумен монастыря взялись за оружие. Однако силы были неравны.
В какой-то момент туркам удалось прорваться в главные ворота. Учитывая толщину стен, у осажденных было время понять, к чему идет дело, и подготовиться к последней встрече с врагом. Желающих сдаться по-прежнему не было, даже женщины с детьми предпочли не попадать живыми в руки турок. Все выжившие собрались в пороховом складе, раненых перенесли туда же. Двери заперли изнутри. Когда туркам удалось сломать дверь в пороховой погреб, раздался взрыв. Погибли почти все греки (немногие выжившие были добиты турками) и большое количество турецких солдат, ворвавшихся в монастырь в первых рядах.

Сегодня Аркади остается символом греческой борьбы за свободу. Он неплохо восстановлен. Не восстанавливали только пороховой склад, оставшийся в раскуроченном виде. Живым - или, вернее, мертвым - свидетелем взрыва осталось обожженное дерево между бывшим пороховым складом и церковью, почти поваленное взрывной волной. В его стволе до сих пор можно разглядеть осколки металла. Что это было за дерево, теперь трудно определить. Одни говорят, что кипарис, другие называют оливой.
Церковь действует, но монастырь, вопреки некоторым сведениям, функционирует сегодня только как музей.

К этой публикации будет сделано небольшое продолжение, посвященное участию русских моряков в спасении критских повстанцев, запечатленному на картине Айвазовского.