Pokazuha.ru
Автор: joe63
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1158410

Сиена, навсегда оставшаяся в XIV веке, часть 1
Картинки > Фотографии


Продолжение подзабытой итальянской темы, начало которой, а заодно и кое-что еще, можно найти здесь: http://pokazuha.ru/system/main.cfm?filename2=../view/author_pubs.cfm&nick=843695&name=joe63


Пожалуй, из всех исторических итальянских городов Сиена прочнее всего связана со временем своего расцвета - XIV веком, когда Сиенская республика была одним из самых могущественных государств на территории Италии. Сиена так и осталась там, в том мире, где она была великой и могучей, и почти не заметила всех последующих веков, а особенно нынешнего, который строевым шагом идет мимо нее. Но об этом чуть позже - во второй части, а пока несколько слов о главной достопримечательности этого потрясающего города - соборе.

Он был построен на месте более старого собора в XIII-XIV веках. Главный фасад, северный, а не западный, как в других европейских соборах, был закончен примерно к 1380 году, но мозаики на нем относятся к XIX веку. То, что главным стал именно северный фасад, объясняется тем, что нынешний собор, кстати, очень большой, рассматривался во время своего строительства как боковая пристройка к зданию куда больших размеров. Сиена была великой, а собиралась стать еще куда более великой, и собор должен был в полной мере отразить эту запланированную мощь. Но он, конечно так и не был достроен, и от этого грандиозного плана осталось лишь несколько циклопических фрагментов стен. Сиена постепенно потеряла лидерство, которое отдала Флоренции, а в XVI веке ее могущество было подорвано окончательно после долгой и героической борьбы с испанцами.

Собор представляет собой настоящую сокровищницу искусства, но, как ни странно, многие признанные авторитеты не считают его шедевром, что, на мой взгляд, говорит только о косности взглядов этих самых авторитетов. "Вина" собора заключается в том, что он построен в романо-готическом стиле, и, если романика признается в качестве исконно итальянского стиля, то готика - нет. Сам термин "готика" появился много позже нее самой, а во времена средневековья ее обычно именовали "парижским стилем". Со времен Ренессанса в Италии было принято презирать готику, что отражено и в присвоенном этому направлению названии: готика - искусство готов, то есть варваров.

Между тем, итальянская готика представляет собой стиль великолепный и совершенно самостоятельный, лишь очень поверхностно связанный с готикой французской стрельчатыми арками и окнами, и уж точно не варварский. В итальянской готике нет порыва в небо, к тому же цветной мрамор итальянских соборов делает ее по-земному нарядной, что, как ни странно, не делает это направление менее религиозным и глубоким. Просто другим.

Сиенский собор, главное здание итальянской готики, поражает своим великолепием. Здесь даже по полам во многих местах нельзя ходить, потому что топтать ТАКОЕ - это кощунство. Но даже на этом фоне выделяется Библиотека Пикколомини, расписанная Пинтуриккио, самым радостным художникам итальянского Ренессанса. Это небольшое помещение представляет собой что-то вроде роскошного ларца, из которого меньше всего хочется уходить, если уж ты туда попал. По-моему, это лучшее в мире место для лечения клаустрофобии, но об этом, кажется, никто не знает.

Боюсь, я написал слишком много, поэтому пока заканчиваю. Фотографии, как обычно, собственные, снятые не слишком подходящей техникой, так что не судите строго.