Pokazuha.ru
Автор: joe63
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1177265

Миланский собор
Картинки > Фотографии


Когда в 1386 году миланцы начали строить свой собор, вряд ли они могли себе представить, что их далекие потомки закончат это дело только через пятьсот лет. Тем более, что тогда они воспринимали его сооружение как вознаграждение себе за муки. В 1385 году Джан Галеаццо Висконти сверг с миланского престола своего дядю БернабО (ударение на последнем слоге), которого миланцы ненавидели как тирана, обложившего их непосильными налогами. Идея воздвигнуть собор, по всей видимости, исходила как от самого Джан Галеаццо, ставшего первым герцогом Милана, так и от его двоюродного брата архиепископа Антонио Да Салуццо.

Однако, как это обычно бывает, средств вечно не хватало. У Джан Галеаццо планов было море, и строительство собора было вовсе не главным из них. Он мечтал объединить под своим правлением всю северную Италию. Если бы ему это удалось, история Европы получилась бы несколько иной, но он умер в 1402 году.

Строительство собора шло ни шатко ни валко до XVIII века, когда в 1762 году, наконец, была достроена башня высотой 108 м со статуей Мадонны на шпиле. Что же касается западного (главного) фасада собора, то он был закончен лишь в XIX веке.

Собор строился слишком долго, и представление о том, каким он должен быть, менялось постоянно. Изначально он должен был быть выполнен в готическом стиле, вообще-то не слишком свойственном для Италии. Итальянцам чужд безудержный готический порыв в небо. Им и на земле живется неплохо, поэтому готику они восприняли лишь на формальном уровне - стрельчатые арки и окна, пинакли и т.п. Именно в таком виде поздняя, так называемая пламенеющая, готика завоевала известную популярность на севере Италии, прежде всего в Венеции, но и Милан она тоже не обошла.

В эпоху Ренессанса готика резко вышла из моды. Собственно сам термин "готика", выражавший полное презрение к варварском искусству неких готов, появился именно тогда. На самом деле, готы, конечно, не имели к готике никакого отношения, а сама она до поры до времени не имела единого названия. Часто ее именовали "парижским стилем", и это название куда точнее отражало ее происхождение, так как первым готическим сооружением была церковь аббатства Сен-Дени неподалеку от Парижа.

Если не считать приезда Леонардо да Винчи, эпоха Возрождения не особенно проявила себя в Милане. Строительство собора тоже далеко не продвинулось, и ближе к середине XVII века новый главный архитектор Карло Буцци решил вернуться к изначальному готическом плану. Решение это было столь же фантастическим, как если бы сейчас в России неожиданно стали строить дворцы в стиле барокко, наподобие Зимнего или Царскосельского. Тем ни менее, как ни странно, идея прижилась. Конечно, при строительстве в XIX веке в собор привнесли множество неоготических элементов, которых в подлинной готике не было, но общую суть итальянской (именно итальянской) поздней пламенеющей готики не исказили.

Когда сооружение собора было закончено, его новый внешний вид, как ни странно, вызывал у многих людей ярость. Выдвигалось множество предложений перестроить западный фасад, но дальше шума и скандалов дело не пошло. Постепенно к нему привыкли, и о перестройке речи больше не было.

Однако Миланский собор поставил в тупик не только широкую публику, но и людей искусства. Вот уже скоро полторы сотни лет, как они не знают, как к нему относиться. Пуристы не приняли собор. Для них он был слишком эклектичным. Люди более широких взглядов его приняли, но как-то стеснялись этого и признавали все больше шепотком со множеством оговорок. Так, например, сделал наш замечательный писатель Павел Муратов, чьи "Образы Италии" являются одной из лучших книг, написанных когда-либо на русском языке. Однако постепенно именно второй взгляд на собор стал главенствующим, и сейчас уже только конченый сноб будет говорить, что собор не заслуживает внимания как игрушка, выстроенная в XIX веке, не имеющая никакого отношения ни к готике, ни к Италии. К Италии он уже точно имеет отношение, что же касается готики, то в ее итальянском прочтении он от нее ушел недалеко. Да и потом: какая, в конце концов, разница, в каком стиле он построен? Он прекрасен.