Pokazuha.ru
Автор: AlexandrM
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1178907

Колоссальные суда древности (озеро Неми)
Картинки > Разное


19 июля 1837 года в Англии на воду был спущен корабль Грейт Вестерн. Газеты взахлеб писали о нем, как о величайшем судне всех времен и народов. Его размеры потрясали воображение. Еще бы - этот пассажирский корабль был двое больше самого большого судна, построенного до него. Ни одна страна кроме Англии, не могла построить подобный корабль, он бы просто не поместился на стапелях любой другой в мире судостроительной верфи. Длина корабля был почти 72 метра, а ширина – 17 метров, водоизмещение – 2300 тонн! Этот гигант был снабжен сверхмощной по тем временам паровой машиной в 720 лошадиных сил, приводящей в действие гребные колеса, которые обеспечивали судну скорость 8.5 узлов – почти 16 км/ч. «Человек себя чувствует себя лишь муравьем на этом огромном корабле!» - заключал журналист, писавший статью, посвященную этому гиганту промышленной революции XIX века.
Интересно, что бы сказал журналист, если бы ему сообщили, что суда таких размеров и больше строили в античное время. Конечно же, он просто не поверил. Да и инженеры скептически относились к свидетельствам историков о судах древности, писавших о кораблях размером более 70 метров. Их просто невозможно построить, Грейт Вестерн достиг пределов размера для деревянных судов, корабли большего размера просто развалятся! Да и для постройки такого как судна Грейт Вестерн необходимы научные и инженерные знания, которые человечество достигло лишь к середине XIX века.
Но не прошло и ста лет, как человечество воочию убедилось, что корабелы древности могли создавать колоссальные суда, превосходящие по размеру Грейт Вестерн.
О находке древнеримских судов в озере Неми (Италия) было известно еще с XV века. С покоящихся на дне озера на глубине 20 метров судов были подняты обломки мрамора, бронзовые украшения, свинцовые и деревянные детали. Поскольку технология добычи была проста до примитивности – цепляли крюками и тащили на поверхность, верхняя часть судов была изрядно разрушена такими «исследованиями» за прошедшие века. Лишь в начале XX века водолазы исследовали остатки судов, почти полностью утонувшие в иле. Для дальнейших исследований необходимо было осушить озеро. В 1929 году озеро было спущено и остовы огромных судов показались на поверхности. Их размеры превзошли все ожидания. Первое судно было длиной 65 метров и шириной 24 метра, а второй корабль – длиной 73 метра и шириной 20 метров. Как оказалось, оба этих судна были заметно больше Грейт Вестерна. Обследование показало, что первое судно, скорее всего, было лишь огромной баржей, на которой находился плавучий храм, а вот второе – было полноценным кораблем с платформами для гребцов и тараном. Чем дальше изучали археологи эти суда, тем больше удивлялись инженерными решениями, которые раньше казались достижениями лишь века XIX. Нижняя часть судов была обшита войлоком и покрыта свинцом, дабы предотвратить обрастание днища ракушками и водорослями. На самом деле такая предосторожность на пресноводном озере была абсолютно излишняя, но этот факт доказывает, что постройка шла по стандартным технологиям того времени, принятым для создания морских судов. На судах были найдены бронзовые помпы для откачки воды, удивительно похожие на те, что использовались в 19 веке, а также огромный якорь, который был практически точной копией адмиралтейского якоря, принятого как стандарт на английских судах лишь в 1852 году. Для установки вращающихся статуй и, возможно, подъемных кранов (лебедок) были использованы шарикоподшипники. Считалось, что они были изобретены Леонардо да Винчи, а впервые были использованы через сотни лет после него. Древние корабелы пришли к тем же решениям за 1800 лет до своих потомков.
Еще более удивительна была роскошь этих судов, мозаичные теплые полы с подогревом, водоснабжение с горячей и холодной водой. Горячая вода использовалась для ванн, холодная, очевидно, для фонтанов. Мраморные колонны плавучего храма и дворца, бронзовые статуи – все это хранится до сих пор в музее озера Неми. На свинцовых трубах водопровода была найдена надпись - «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса». Это было полное имя императора Калигулы! Все стало на свои места – корабли построены по приказу императора, для прогулок по озеру в качестве дворцов-храмов в честь богини Дианы. Можно представить, что происходило там во время празднеств, устраиваемых Калигулой.
К сожалению, сами корабли сгорели в 1944 году после артобстрела американскими войсками позиций немецкой батареи, расположенной недалеко от музея. Сегодня там хранятся лишь макеты кораблей, сделанные к один к пяти. Но даже такие макеты поражают своим размером.
Пора нам с вами воочию увидеть эти корабли и то, что от них осталось. Но начнем мы все-таки с Грейт Вестерна, чтобы вы могли представить реальный масштаб этих кораблей.