Pokazuha.ru
Автор: мук13
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1182606

Атомная бомба РДС-1
Картинки > Разное


Первая отечественная атомная бомба. Атомная бомба РДС-1 разработана КБ №11 Лаборатории измерительных приборов №2 АН СССР (с 1950 г. КБ передано в структуру Первого Главного Управления при Совмине СССР) в соответствии с научно-техническими требованиями научного руководителя работ по созданию атомного оружия академика Курчатова (Лаборатория измерительных приборов №2 АН СССР, создана в феврале 1943 г.) и главного конструктора КБ-11 Ю.Б.Харитона. 20 августа 1945 г. при Государственном Комитете Обороны СССР создан специальный комитет по созданию отечественного атомного оружия, председатель комитета - Л.П.Берия. 30 августа 1945 г. для практической реализации задачи создания атомного оружия при Совете Народных коммисаров СССР создано Первое Главное Управление, руководитель - Б.Л.Ванников. 10 декабря 1945 г. состоялось первое заседание научно-технического совета ПГУ. 9 апреля 1946 г. по Постановлению Совмина СССР №805-327сс/оп "Вопросы Лаборатории №2" создано КБ-11, главный конструктор - Ю.Б.Харитон.

При создании первой отечественной атомной бомбы широко использовались данные разведки. Разработка систем бомбы велась отечественными учеными, но получение разведданных о подобных работах в США позволило значительно ускорить разработку, хотя и привело к преемственности технических решений.
21 июня 1946 г. Постановлением Совмина СССР №1286-525сс «О плане развертывания работ Конструкторского бюро № 11 при Лаборатории № 2 АН СССР» оговаривались задачи и сроки их выполнения:
"1. Обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона, Зернова):
а) создать под научным руководством Лаборатории № 2 АН СССР (акад. Курчатова) "Реактивный двигатель С" (сокращенно "РДС") в двух вариантах - с применением тяжелого топлива (вариант С-1) и с применением легкого топлива (вариант С-2);
б) отработанные и изготовленные первые "РДС" в вариантах С-1 и С-2 по 1 экземпляру каждого варианта предъявить на государственные испытания в стационарных условиях: по варианту С-1 - к 1 января 1948 г., по варианту С-2 - к 1 июня 1948 г.;
в) отработанные и изготовленные первые "РДС" в авиационном исполнении в вариантах С-1 и С-2, по 1 экземпляру каждого варианта, предъявить на государственные летные испытания: по варианту С-1 - к 1 марта 1948 г., по варианту С-2 - к 1 января 1949 г.
2. Для обеспечения указанных в п.1 заданий обязать Конструкторское бюро № 11 (тт. Харитона и Зернова) выполнить следующие работы:
а) разработать тактико-технические задания на конструкции "РДС" по вариантам С-1 и С-2 к 1 июля 1946 г."

Под вариантом С-1 понималась бомба, которую мы ныне знаем как РДС-1, С-2 - РДС-2 - первый вариант бомбы с таким названием. "Тяжелое топливо" - плутоний-239, "легкое топливо" - уран-235.

К выполнению подготовительных конструкторских и исследовательских работ, связанных с осуществлением атомной бомбы (конструирование отдельных узлов бомбы), привлекаются НИИ -6, НИИ -504, КБ-47 Министерства сельхозмашиностроения, КБ-88 Министерства вооружения, КБ Кировского завода (г. Челябинск) Министерства транспортного машиностроения и Институт химической физики АН СССР.

8 февраля 1948 г. принято Постановление Совмина СССР о переносе срока испытания первой атомной бомбы на 1 год - на 1 марта 1949 г. Первый промышленный реактор «А» на Комбинате № 817 был запущен 19 июня 1948 г. и 22 июня 1948 г. реактор вышел на проектную мощность и был выведен из эксплуатации только в 1987 году. Для выделения наработанного плутония из ядерного топлива в составе комбината № 817 был построен радиохимический завод (завод «Б»). Облученные урановые блоки растворяли и химическими методами отделяли плутоний от урана. Концентрированный раствор плутония подвергался дополнительной очистке от высокоактивных продуктов деления с целью снижения его радиационной активности при поступлении к металлургам. В апреле 1949 г. на заводе «В» приступили к изготовлению деталей бомбы из плутония по технологии НИИ-9. В это же время был запущен первый исследовательский реактор на тяжелой воде. Освоение производства расщепляющихся материалов шло тяжело с многочисленными авариями при устранении последствий которых имели место случаи переоблучения персонала (тогда на такие мелочи внимания не обращали). К июлю комплект деталей плутониевого заряда был готов. Для проведения физических измерений на комбинат выехала группа физиков под руководством Флерова, а для обработки результатов этих измерений, расчета значений КПД и вероятности неполного взрыва – группа теоретиков под руководством Зельдовича .

В 1948 г. для освоения опытного производства в структуре КБ-11 созданы заводы №1 и №2. На этих заводах была изготовлена первая атомная бомба и освоено малосерийное производство первых серий бомб. Окончательно масса заряда плутония определена в июле 1949 г.
5 августа 1949 года заряд плутония был принят комиссией во главе с Харитоном и отправлен литерным поездом в КБ-11. К этому времени здесь были практически закончены работы по созданию взрывного устройства. В КБ-11 в г.Саров в ночь с 10 на 11 августа была проведена контрольная сборка ядерного заряда, получившего индекс 501 для атомной бомбы РДС-1. После этого устройство было демонтировано, детали осмотрены, упакованы и подготовлены к отправке на полигон. Таким образом, советская атомная бомба была сделана за 2 года 8 месяцев (в США на это ушло 2 года 7 месяцев) .

Испытания бомбы планировалось провести в 1949 г. на Полигоне №2 в 170 км западнее г.Семипалатинска. Полигон был построен и оборудован для атомных испытаний в соответствии с Постановлением Совмина СССР №2142-564сс/оп от 19 июня 1947 г. Первое испытание бомбы решено проводить с размещением её на металлической башне высотой 33 м (37.5 м - ист. РДС-1...) без баллистического корпуса и приборов, которые требуются при применении бомбы с самолета .
Испытание первой отечественной атомной бомбы РДС-1 проведено 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне (170 км к западу от г.Семипалатинска). На месте башни с бомбой образовалась воронка диаметром 3 м и глубиной 1.5 м покрытая оплавленным стеклоподобным веществом, уровень радиации в эпицентре составлял 0,5 Зв/с, разрешалось находиться в 2 км от эпицентра не более 15 минут. В 25 м от башни находилось здание из железобетонных конструкций, с мостовым краном в зале для установки плутониевого заряда в заряд из ВВ. Сооружение частично разрушилось, сама конструкция устояла. Из 1538 подопытных животных (собак, овец, коз, свиней, кроликов, крыс) в результате взрыва погибло 345 (некоторые животные имитировали солдат в окопах). Лёгкие повреждения получили танк Т-34 и полевая артиллерия в радиусе 500-550 м от эпицентра, а на дальности до 1500 м все типы самолетов получили значительные повреждения. На расстоянии километра от эпицентра и далее через каждые 500 метров были установлены 10 легковых автомобилей «Победа», сгорели все 10 машин. На расстоянии 800 м, два жилых 3-х этажных дома, построенные в 20 м друг от друга, таким образом что первый экранировал второй, были разрушены полностью, жилые щитовые и бревенчатые дома городского типа оказались разрушенными полностью в радиусе 5 км. В основном повреждения были получены от ударной волны. Железнодорожный (1000 м) и шоссейный мосты (1500 м) были искорежены и отброшены от своего места на 20-30 м. Вагоны и автомашины, располагавшиеся на мостах, полуобгоревшие, были разбросаны по степи на расстоянии 50-80 м от места установки. Танки и пушки были перевернуты и искорежены, животных унесло .
После успешного первого испытания бомбы РДС-1 принято решение о серийном производстве бомб "по образцу изделия испытанной в 1949 г. конструкции... в авиационном исполнении". Постановлением Совмина СССР №5060-1943сс/оп от 29.10.1949 г. устанавливался следующий план производства бомб (всего 154 ед. включая испытанную в 1949 г. бомбу):
- 1949 г. - 2 ед (кроме 1 бомбы испытанной на полигоне)
- 1950 г. - 7 ед
- 1951 г. - 18 ед
- 1952 г. - 30 ед
- 1953 г. - 42 ед
- 1954 г. - 54 ед
18 ноября 1949 г. специальный комитет при Совмине СССР принимает протокол "О серийном производстве готовых изделий РДС-1". Согласно этому протоколу окончательная сборка изделий должна была вестись КБ-11. Основное производство велось комбинатом №817 (выпуск плутония) и заводом №48. Летом 1950 г. выпущена первая серийная бомба РДС-1 производства КБ-11
К началу 1951 г. сборка атомных бомб производилась в КБ-11; изготовление отдельных узлов и деталей бомбы было организовано на нескольких предприятиях:
- плутониевый заряд – комбинат № 817;
- сферический заряд – завод № 80 Министерства сельскохозяйственного машиностроения;
- корпуса - завод № 48 Второго главного управления;
- автоматика – завод № 25 Министерства авиационной промышленности;
- центральная металлическая часть и нейтронные запалы – КБ-11.

Для увеличения серийного производства ядерных боеприпасов в 1949 г. начато создание завода №551 (он же завод №3 КБ-11, будущий электромеханический завод "Авангард"). Первые три серийные бомбы РДС-1 выпущены заводом №551 в декабре 1951 г.

Для проведения контрольно-летных испытаний серийной продукции по решению Правительства в 1951 г. в КБ-11 была создана военно-сборочная бригада (ВСБ). Задачей ВСБ была сборка боеприпаса на складе и окончательная подготовка его на аэродроме к боевому применению. В период пребывания на заводе № 551 сборочная бригада использовалась на изготовлении и сборке узлов изделий 501 и 501М.

В 1952-1953 г.г. все 29 произведенных бомб РДС-1 силами КБ-11 переделаны в бомбы РДС-2.


Конструкция - бомба РДС-1 выполнена в виде свободнопадающей бомбы большого диаметра и массы. Заряд атомного взрывного устройства выполнен из плутония. Предположительно конструкция бомбы РДС-1 во многом опиралась на конструкцию бомбы "Толстяк" / Fat Man (США). При этом баллистический корпус бомбы и электрооборудование были отечественной разработки.
Конструктивно атомная бомба включала в себа:
- ядерный заряд
- баллистический корпус авиабомбы большого диаметра
- взрывное устройство и оборудование систем автоматики подрыва заряда с системами предохранения.