Pokazuha.ru
Автор: мук13
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1192049

Сверхзвук на земле
Картинки > Разное


Thrust SSC (Thrust SuperSonic Car, тяговый сверхзвуковой автомобиль) — британский автомобиль с реактивным двигателем, разработанный Ричардом Ноблем, Гленном Баушером, Роном Айерсом и Джереми Блиссом. Первый и пока единственный автомобиль, преодолевший звуковой барьер по правилам всемирной организации автогонщиков и, вероятно, второй вообще.
Наверно первый гоночный автомобиль появился тогда, когда два автомобиля стали рядом друг с другом и попытались соревноваться.
С тех пор автомобили пытаются побить рекорды скоростей. Самый новый и пока, еще не побитый рекорд скорости автомобиля был установлен 15 сентября 1997 года. Но справедливости ради нужно сказать о том, что это был автомобиль с двумя турбореактивными двигателями, а не поршневой двигатель, который приводит в действие колеса.
Осенью 1997 года две команды в сопровождении средств массовой информации отправились в пустыню Black Rock для соревнований в установлении нового мирового рекорда скорости. Пустыня Black Rock – представляет собой идеально ровную поверхность высохшего соляного озера.
Одна команда была из Англии, вторая из США.
4 сентября пилот американской команды, по фамилии Бридлав, начала испытания своего автомобиля – Дух Америки, но, к сожалению, у автомобиля вышел из строя двигатель, запасной был на базе в Калифорнии. В конце концов, автомобиль, пилотируемый Бридловым показал скорость 1 023,543 км/час.

Команда из Англии шла к установлению рекорда многие годы, если рождением идеи считать 90-й год, то понадобилось 7 лет для создания автомобиля.
Надо представлять себе затраты на этот проект. Так, сам автомобиль создавался в Великобритании, трасса для рекорда была выбрана в США на дне высохшего соляного озера.
Первоначально спонсорами проекта были компании Castrol и Dunlop, но средств нужно было гораздо больше.
Так в 1995 году, на заре Интернета был создан сайт, который информировал о строительстве автомобиля ThrustSSC и предлагал поучаствовать в финансовой помощи.
Так, без учета строительства самого автомобиля, нужно было:
- Доставить автомобиль из Англии в США, со всем обслуживающим персоналом и полной базой. Для это был арендован самолет АН-124.
- Запасные реактивные двигатели
- Запасные части и инструменты
- Машины поддержки, грузовики, прицепы, квадроциклы
- Компьютеры и средства сбора данных
- Легкие самолеты и фотооборудование для облета и составления схемы трассы
- Палатки
- Топливо
- Многое другое

За счет сайта и поддержки проекта средствами массовой информации граждане Великобритании начали осуществлять спонсорскую помощь.

На автомобиле было 120 датчиков, которые контролировали все параметры, от температуры двигателей, до давления в различных гидравлических системах.

В интервью, опубликованном на сайте ThrustSSC, бывший ракетный конструктор Айерс рассказал о проблемах конструирования:
"Если передняя часть автомобиля поднимается на всего на один градус, или даже на пол градуса, автомобиль будет задирать нос и в конце концов, перевернется – сделает кувырок. Силы, действующие при максимальной скорости, будут в более чем сорок раз сильнее силы тяжести ".
"Если нос поднимается, - вы будете летать. Но в равной степени, автомобиль кувыркнется, если нос опустится вниз. Аэродинамическое поведение автомобиля должно быть нейтральным".

Длина Thrust SSC составляет 16,5 метров, ширина 3,7 метров, масса достигает 10,5 тонн.
Автомобиль оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce Spey. Двигатели создавали суммарную тягу в 223 КН, мощность составляла 110 тысяч лошадиных сил (82000 киловатт), расход топлива — 18 литров в секунду. Автомобиль разгонялся от нуля до скорости 1000 км/ч в течение 16 секунд, до рекордной скорости 1228 км/ч за 30 секунд.

Итак, когда было все готово, проверено и испытано 90 тонн было загружено в АН-124 и доставлено в Блек Рок.
Трассу пришлось подготовить, всего длина трассы составляла более 20 км. Из них 9,6 км для разгона автомобиля, 1,6 км для фиксации скорости компьютером, 9,6 км для торможения.
Смесью гипса и воды были нарисованы две идеально прямые линии для контроля движения автомобиля пилотом.
Пустыня ранее использовалась в качестве полигона, всю трассу прошли пешком и проверили на отсутствие различных посторонних предметов.
Пилотом автомобиля ThrustSSC , был выбран Энди Грин, ранее пилот Королевских ВВС.
До установления основного мирового рекорда, команда провела в пустыни более двух месяцев испытывая автомобиль и подготавливая трассу.
25 сентября 1997 года команда установила мировой рекорд скорости - 1 149,303, это было ниже скорости звука, но этот рекорд доказал то что преодолеть звуковой барьер возможно и все усилия были не зря.
Этот рекорд морально вдохновил команду в пустыне.
Через несколько дней автомобиль достиг скорости 1 207,008, что стало доказательством управляемости автомобиля.
13 октября состоялось 2 заезда, и были установлены рекорды скоростей, превышающие скорость звука: 1 229,809 км/час (1,007 М), 1 223,319 км/час (1,003 М).
13 октября 1997 года произошло еще одно событие впервые в мире, была сделана фотография, показывающая как формируется звуковая волна перед автомобилем.

Есть особенности фиксации рекорда, результат зачитывается, если автомобиль проедет туда и обратно с перерывом не более 1 часа.
В среду 15 октября 1997 года, ThrustSSC проехал по трассе туда и обратно.
Первый заезд дал показатель скорости 1 222,028 км/час (Маха 1,015).
Второй заезд дал показатель скорости 1 233,738 км/час
Средняя скорость составила 1 227,986 (Маха 1,020).

По достижению сверхзвуковой скорости автомобиль более не эксплуатировался и был помещен в музей.

После установки рекорда Совет по спорту Международной автомобильной федерации (FIA World Motor Sport Council) выпустил следующее сообщение:
Совет по спорту Международной автомобильной федерации подтверждает новый мировой рекорд наземной скорости, установленный командой Thrust SSC Ричарда Нобля, водитель Энди Грин, 15 октября 1997 года в пустыне Блэк-Рок, Невада, США. Это первый случай в истории, когда управляемое наземное транспортное средство преодолело звуковой барьер. Новый рекорд составляет:
Миля с ходу 1227,986 км/ч (763,035 миль/ч)
Километр с ходу 1223,657 км/ч (760,343 миль/ч)
Для установления рекорда звуковой барьер был преодолён в обоих заездах на север и на юг.
Париж, 11 ноября 1997 года.