Pokazuha.ru
Автор: Vova Chuma
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1195291

Автолегенды СССР. Автобусы. ПАЗ-672
Картинки > Автомобили


ПАЗ-672 — советский автобус малого класса, производившийся Павловским автобусным заводом в 1967—1989 годах. Предшественник — ПАЗ-652, преемник — ПАЗ-3205. Автобусы ПАЗ-672 были предназначены для районных и пригородных маршрутов с малым пассажиропотоком, хотя они использовались и используются в городах, зачастую в роли маршрутных такси или автокатафалков.

25 ноября 1967 года в сборочном цехе №2 сварили первые два кузова ПАЗ-672. Через месяц четыре готовых автобуса сошли с конвейера сборочного №1, а всего до конца 1967 года в сбыт сдали 10 машин – это была первая промышленная партия ПАЗ-672.
Начало выпуска этой модели постоянно откладывалось из-за коренной перестройки структуры цехов завода. Существовавшая технология сварки и недостаточное количество площадей ограничивали возможности производства, сдерживая рост выпуска автобусов. Затеянная серьезная реконструкция завода требовала значительных инвестиций и создания новых цехов с механизированными участками и сквозным поточным методом организации работы предприятия. Завод остро нуждался в новых корпусах, более совершенном оборудовании, в применении передовой технологии.
Заново спроектированные кольцевые конвейера для сварки основных узлов: крыши, боковин, основания, сварочные стапели, современные окрасочные камеры, высокопроизводительные пресса и автоматное оборудование – все, что обеспечивало новую ступень развития производства и повышения качества выпускаемых автобусов, диктовало и повышенный уровень первоначальных затрат на стадии подготовки производства.
Запустить ПАЗ-672 в серию планировалось с 1965 года, затем - с 1966, а в итоге полный переход состоялся в конце 1968 года. Опытные образцы третьей партии уже не отправлялись на испытания поодиночке. Так в июле 1966 года по маршруту Павлово – Ереван – Павлово отправились сразу пять опытных машин!
Из-за задержки пуска нового прессово-кузовного корпуса от изначально планировавшейся постепенной смены модели, в конце концов, пришли к одномоментной замене без остановки главного конвейера. Этому способствовала высокая степень унификации кузовов ПАЗ-652Б и ПАЗ-672. Практически все новшества, примененные в процессе выпуска ПАЗ-652Б, были перепроверены в испытаниях разных по времени опытных партий ПАЗ-672. Нет нужды описывать отличия серийных ПАЗ-672 от предшествовавших опытных машин. В испытаниях автобус был настолько отработан, что, казалось, придумать что-то лучшее уже невозможно…
Но жизнь не стоит на месте - ноябрь 1968 года стал всего лишь отправной точкой в массовом выпуске ПАЗ-672. Старая машина ПАЗ-652Б ушла с конвейера насовсем. С тех дней базовая модель именовалась ПАЗ-672. За 20 с лишним лет выпуска (по 1989 год включительно только основной модели ПАЗ-672 сошло с конвейера 190.150 экземпляров, а со всеми модификациями – 288.688 автобусов.
На автобусе применён 8-цилиндровый V-образный двигатель и ходовая часть от грузовика ГАЗ-53, рулевое управление с гидроусилителем.
В декабре 1969 года было принято решение о модернизации автобуса. Был увеличен ресурс двигателя, повышена надёжность гидроусилителя руля и тормозов, проведена герметизация кузова. Изменения вносились постоянно. Однако на индексе автобуса это ни как не сказалось. Бытует ошибочное мнение что модернизированный в начале 70-х автобус стал называться ПАЗ-672Б, однако, на самом деле такой модификации 672-го не существовало. С 1975 года ресурс до капремонта был увеличен до 320 тыс. км, с 1979 — до 330 тыс. км. В 1980 году на полигоне НАМИ прошёл испытания модернизированный автобус ПАЗ-672М, имевший ресурс до капремонта 350 тыс. км. Производство ПАЗ-672М началось в декабре 1982 года. До конца 1989 года было выпущено 90 645 автобусов этой модификации. Отдельно стоит упомянуть и про особенности внешней светотехники автобуса. Ещё одно ошибочное мнение заключается в том, что новые передние указатели поворота и габариты, а так же задние фонари квадратной формы, собранные в единую вертикальную секцию стали устанавливаться на автобусы ПАЗ-672М, то есть с 1982 года. На самом деле установка новой светотехники соответствующей правилам ЕЭК ООН осуществлялась поэтапно в 1978 году. Вначале установили задние фонари, оставив передние поворотники без изменений, а затем и новые передние поворотники, совмещённые с габаритами.
Производство автобуса ПАЗ-672М прекратилось 30 ноября 1989 года. Он уступил место на конвейере более современному автобусу ПАЗ-3205.
Технические характеристики ПАЗ-672
• Длина: 7 150 мм
• Ширина: 2 440 мм
• Высота: 2 952
• Колёсная база: 3 600 мм
• Минимальный дорожный просвет: 280 мм
• Масса снаряжённого автобуса: 4 535 кг
• Полная масса: 7 825 кг
• Сидячих мест: 23
• Общая пассажировместимость: 45 человек (реально перевозилось 100 человек за рейс)
• Максимальная скорость: 80 км/ч
• Расход топлива: 20,5 л/100 км
• Двигатель: ЗМЗ-672, карбюраторный, V-образный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, рабочий объём 4,25 л, максимальная мощность — 115 л.с.
• Сцепление: однодисковое, сухое с гидравлическим приводом
• Коробка передач: механическая, четырехступенчатая
• Главная передача: одинарная, гипоидная
• Рулевой механизм: глобоидальный червяк и трёхгребеневый ролик
• Размер шин: 8,25-20