Pokazuha.ru
Автор: shell741
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1203911

По пути из Бежецка в Весьегонск,городок Красный Холм, для сравнения прошлого и настоящего.
Картинки > Фотографии


К концу XV столетия здешние земли были покрыты сёлами и деревнями. Одной из таких деревень и был Красный Холм. В ту пору эта местность причислялась к Бежецкой пятине Новгородской области. В 1461 году старец из Белозерья Антоний на левом берегу реки Неледина основал Николаевский Антониев монастырь. Около 1500 года сын великого князя Ивана Симеон пожаловал монастырю находящееся рядом село Преображения Спасова да Животворные Троицы на холму с 29 деревнями. Это было первое упоминание, занесённое в историю, о селе Спасе на Холму, ныне Красный Холм. В конце XVIII века от Новгородской губернии отделилось Тверское наместничество (позже губерния), и Красный Холм был переименован из села в уездный город (год 1776).
В 1797 году Краснохолмский уезд был упразднен и до 1918 Красный Холм оставался заштатным городом Весьегонского уезда. Экономически город развивался очень медленно и лишь с прокладкой в 1901 г. ветки Московско-Виндава-Рыбинской железной дороги, выросло его торговое значение. В нач.ХХ века стали возводиться каменные дома, новые каменные торговые ряды, учебные заведения. Были построены театр, народный дом, Городская дума, банк, больница, почтово-телеграфная контора, аптека.
Из ярких представителей этого крупного краснохолмского купеческого рода известен Матвей Матвеевич Бородавкин - на 1880 г. почётный гражданин Красного Холма и владелец земель в Мологском уезде. Более известен один из его сыновей - Сергей Матвеевич - купец 1-й гильдии, с приходом советской власти потерявший всё нажитое и не смирившийся с этим, в 1933-м становится старостой храма (за антисоветскую пропаганду расстрелян в 1938). Брат его - Василий Матвеевич Бородавкин-Меньшой - был основным деятелем по созданию главной городской достопримечательности нашего времени - колокольни Троицкого собора (Тверской Духовной консисторией ему было дозволено выстроить оную, с обязательством построить в течение 2 лет для притча ещё 2 каменных дома).
"При советской власти монастырские постройки даже пытались охранять, как памятники истории и культуры. Хоть и жалкие следы культуры, но всё же были в городе и районе. Работал общественный краеведческий музей. Не растаскивались каменные торговые ряды, где проживали студенты техникума, приезжавшие к нам отовсюду из городов и сёл Советского Союза. Не было обрушено лучшее здание города – дом купца В.М. Бородавкина, где размещались аудитории того же техникума, а колокольня Троицкого собора стояла нарядная, обильно украшенная декором, побелённая и отреставрированная, яко использовалась под парашютную вышку ДОСААФ. В парке Бородавкина на берегу Неледины звучала музыка, работала лодочная станция. На противоположном берегу играли в футбол на ещё дореволюционном стадионе. Работали аттракционы для детей, спортплощадки. Был и жил исторический город, на месте которого ныне догнивает грязный и неуютный посёлок городского типа."(с)