Pokazuha.ru
Автор: мук13
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209551

Ветеран трудяга "76-ой" часть 5(заправщик ИЛ-78)
Картинки > Разное


Начало:
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209379
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209388
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209393
http://www.pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209398

Танкер ИЛ-78

В связи с необходимостью замены устаревших самолётов-заправщиков Ту-16Н, М-4-2 и 3М-3 в начале 70-х годов начались работы по созданию новой специализированной машины на базе Ил-76. Однако по-настоящему пригодным для этой роли самолёт стал лишь с появлением в 1981 году модификации Ил-76МД со взлётной массой, повышенной до 190 тонн, в фюзеляже которого установили две цилиндрические ёмкости на 23460 литров, включенные в общую топливную систему. Прототип нового самолёта-заправщика (регистрационный номер СССР-76556) совершил первый полёт 26 июня 1983 года (командир корабля — лётчик-испытатель В. С. Белоусов). Серийное производство развернули в 1984 году на Ташкентском авиационном производственном объединении параллельно с Ил-76.

Характерным отличием новой разработки от прежних самолетов-заправщиков, преимущественно ориентированных на обслуживание дальней авиации, являлось возможность взаимодействия и с самолетами фронтовой авиации, а также авиации ПВО. На машину установили три устройства (два на крыльях и один в кормовой части фюзеляжа с правой стороны) УПАЗ-1 (Унифицированный подвесной агрегат заправки) который был разработан в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и В. И. Харченко.



УПАЗ-1
Помимо дозаправки в воздухе Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. При отдаче топлива „на земле“ УПАЗы не используются, вместо них к внутрифюзеляжным бакам подводятся до 4-х топливопроводов, которые выводятся наружу через погрузочный люк. Также для Ил-78 была предусмотрена конвертация в транспортный самолёт, для чего УПАЗы и два фюзеляжных бака были сделаны съёмными, а на борту имеются две грузовые лебёдки ЛПГ-3000А с тянущим усилием 3000 кгс, тельферное, рольганговое и швартовочно-такелажное оборудование.

7 марта 1988 года под управлением В. С. Белоусова совершил первый полёт модифицированный самолёт-заправщик Ил-78М с повышенной до 210 тонн взлётной массой. Новая машина утратила возможность быстрой конвертации в транспортный самолёт так как для увеличения объёма перевозимого топлива разработчики внесли изменения в конструкцию. Так в грузовом отсеке были установлены три несъёмных цилиндрических бака на 36 тонн горючего, отсутствует десантно-транспортное оборудование и задний погрузочный люк что позволило снизить собственную массу конструкции самолёта на 5 тонн. Так же было усилено крыло, изменено крепление фюзеляжного агрегата заправки с установкой более производительной модификации ПАЗ-1М (производительность перелива топлива до 2900 л/мин, в отличие от 2200 л/мин у УПАЗ-1).

Управление заправкой в воздухе на Ил-78 (-78М) происходит от специально оборудованного места оператора заправки, находящегося на месте кормовой стрелковой установки. Одновременно могут дозаправляться в воздухе один „тяжёлый“ самолет или одновременно две „лёгкие“ машины от подкрыльевых УПАЗов.

Ил-78 при взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в состоянии передать 60-65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32-36 тонн.
Ил-78М при взлётной массе в 210 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1800 км в состоянии передать 60-65 тонн топлива, а при удалении в 4000 км — 32-35 тонн.
При работе с грунтовых ВПП эти числа уменьшаются примерно вдвое.

На конец 1991 года было выпущено 45 самолётов модификаций Ил-78 и Ил-78М. Позднее, в 2003-2006 годах, было построено ещё 6 машин (Ил-78МКИ) для экспорта в Индию.