Pokazuha.ru
Автор: мук13
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1209940

Ветеран трудяга "76-ой" часть 9(Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50)
Картинки > Разное


Самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50

Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М. Бериева совместно с НПО "Вега-М" и НИИ приборостроения.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооруженных Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолетами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением.
Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м. Опора снабжена антиобледенительной системой.
Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.
Разработка машины, предназначенной для замены самолета подобного назначения — Ту-126, началась в 1965 г , а в 1984-м А-50 поступил на вооружение.
Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) "Шмель". РТК размещен внутри фюзеляжа самолета, антенные системы локаторов - в обтекателе. Основой комплекса "Шмель" является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов противника осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей.
Аппаратура РТК также включает:
- цифровой информационно-вычислительный комплекс;
- систему активного запроса-ответа и передачи команд;
- систему государственного опознавания;
- блоки командной линии радиоуп равления;
- средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами;
- систему отображения данных на рабочих местах операторов;
- средства документирования данных.
РЛС комплекса "Шмель" позволяет обнаруживать и сопровождать воздушные цели (включая малозаметные, например, крылатые ракеты), в том числе на малых высотах на фоне подстилающей поверхности, а также надводные корабли.
Наведение самолетов на цели осуществляется как по автоматическим каналам передачи команд в эфир, так и голосом по обычным каналам связи. На командные пункты автоматизированных систем управления (КП АСУ) видов вооруженных сил информация о траектории движения целей передается по цифровым линиям связи через специальные приемно-передающие центры и непосредственно (в зависимости от типа АСУ). Самолет А-50 оснащен пилотажно-навигационным комплексом, предназначенным для решения задач в любых метеорологических условиях, на любых географических широтах, в любое время суток, а также для выдачи пилотажно-навигационной информации в специальные комплексы.
В экипаж входят пять человек летного состава и десять - персонала радиотехнического комплекса. Автоматизированные рабочие места операторов снабжены крупноформатными цветными индикаторами ЭЛТ.
Для защиты экипажа от СВЧ-излучения технический отсек отделен экранирующей сеткой, а в иллюминаторах использовано металлизированное стекло.
Радиоэлектронное оборудование самолета А-50 обеспечивает выполнение боевых задач при организованных помехах и противодействии противника.
Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования имеется комплекс, обеспечивающий его защиту в передней и задней полусферах от управляемого оружия истребителей противника. Он включает в себя средства радиоэлектронного противодействия (автомат выброса дипольных отражателей и ИК ловушек и другие).
Около 20 самолетов находятся на вооружении ВВС России. Ведется разработка модернизированных вариантов и модификаций для ВВС России и зарубежных заказчиков.

Основные характеристики:
Экипаж, чел.:
летный 5
персонал РТК 10
Масса, т:
максимальная взлетная 190
максимальная посадочная 151,5
топлива 64,82
РТК 20
Скорость патрулирования, км/ч 600
Максимальная дальность полета, км 5000
Практический потолок, м 10200
Высота патрулирования, м 5000-10000
Время, ч:
полета 7,7
патрулирования на дальности 2000 км около 1
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 2
Диапазон волн РЛС сантиметровый
Количество:
одновременно сопровождаемых целей 50-60
одновременно наводимых истребителей 10-12
Дальность обнаружения целей, км:
воздушных, типа «истребитель», с ЭПР = Зм2 220-240
крупных морских до 400
Дальность радиосвязи, км:
по каналу КВ-диапазона 2000
по каналу УКВ-диапазона 400
по широкополосной радиолинии 400
по спутниковой радиолинии не менее 2000
Условия базирования аэродром I класса, бетон
Размеры самолета, м:
длина 46,59
высота 14,76
размах крыла 50,5
Площадь крыла, м2 300

А-50У

Модернизированный А-50 официально заступил на боевое дежурство в рядах отечественных ВВС в феврале 2012 года. Самолет принимал участие в учениях Кавказ-2012, совместных тренировках с военными Белоруссии и Казахстана. За время эксплуатации машина снискала высокую оценку у военных. Хотя на первый взгляд А-50у мало чем отличается от классического А-50, более 30 лет находящегося на вооружении ВВС и получившего прозвища "гриб" или "летающая тарелка" за необычную форму локатора над фюзеляжем самолета.
Военные, подводя итоги первого года эксплуатации модернизированного борта, отметили, что главные изменения произошли во второй кабине самолета — там, где располагается тактическая группа, работающая с данными радиолокационного комплекса.
"На новых деталях все сделано, в итоге повысилась надежность оборудования. Уменьшилась массогабаритная составляющая — было семь больших шкафов с техникой, теперь заменены одним маленьким"

По планам Министерства обороны, все самолеты-разведчики А-50, стоящие на вооружении ВВС, должны пройти глубокую модернизацию. Пока же на базе авиационного научно-технического комплекса в Таганроге завершена модернизация второго самолета A-50.
Технических параметров модернизированного секретного оборудования летчики не раскрывают, и говорят, дистанция обнаружения противника увеличилась в несколько раз. Современная электроника позволяет отслеживать перемещение сотен воздушных целей и наводить на них несколько десятков истребителей. Система работает и в автоматическом режиме.
"Наведение истребителя может выполняться на воздушную цель автоматизировано, то есть команды в эфир офицер боевого управления выдавать не будет, они автоматизировано могут приходить на борт истребителя"

По планам Минобороны, все самолеты-разведчики А-50, находящиеся на вооружении ВВС, должны пройти глубокую модернизацию. Пока же на базе авиационного научно-технического комплекса в Таганроге завершена модернизация второго самолета A-50.