Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1229973

19 (7 по старому стилю) октября 1812 г. наполеоновская армия (110 тысяч) с огромным обозом покинула Москву по старой Калужской дороге. Это было начало конца Великой Армии. Годовщине посвящается.
Картинки > Разное


Наполеон не дождался никаких предложений о мире ни от Кутузова, ни от императора Александра и в преддверии наступающей зимы планировал добраться до ближайшей крупной базы — Смоленска, где, по его расчетам, имелись припасы для его армии, испытывающей лишения, и оказавшейся в Москве в безвыходном положении. Добраться в условиях российского бездорожья до Смоленска можно было Смоленской дорогой, по которой они пришли к Москве. Другой путь вёл южным маршрутом через Калугу. Второй маршрут был предпочтительнее, так как проходил через неразорённые места, а падёж лошадей от недостатка фуража во вражеской армии достиг угрожающих размеров. Из-за отсутствия лошадей артиллерийский парк сократился, крупные кавалерийские соединения практически исчезли.
Дорогу на Калугу Наполеону заслонила армия Кутузова, расположившись под Тарутино. Не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённую позицию, Наполеон свернул в районе села Троицкого (совр. Троицк) на новую Калужскую дорогу (совр. Киевское шоссе), чтобы обойти Тарутино. Русская армия снова перекрыла путь на Калугу. Наполеону оставался один путь на Смоленск - через Можайск, по уже разоренной Смоленской дороге.
Отход Наполеона из Москвы произвел очень сильное впечатление в Европе: стало ясно, что война им проиграна.
Некоторым это шествие Великой армии напоминало «войны азиатских завоевателей». Оно было подобно каравану, размеренно следовавшему домой. Но от более проницательных глаз не могла ускользнуть нелепость происходящего: ведь война еще не была выиграна, не одно сражение было впереди, а порядок во французской армии был далек от идеального.
Христофор-Людвиг фон Иелин писал: «Но какую ужасную картину представляла теперь великая армия: все солдаты были нагружены самыми разнообразными вещами, которые они хотели забрать из Москвы, — может быть, они надеялись отнести их к себе на родину, — и в то же время забыли окончательно запастись самым необходимым на время своего длинного путешествия. Обоз же походил на орду, как будто пришедшую к нам из чужих, незнакомых стран, одетую в самые разнообразные платья и имевшую вид маскарада».
Это было бегство, но Наполеон тешил себя мыслью, что вернется весной. Неукротимая злоба, терзавшая душу французского императора, нашла выход в приказе взорвать Кремль, поджечь все публичные здания и казармы. Часть кремлевских стен и некоторые башни взлетели на воздух. Была разрушена Грановитая палата, сгорел дворец, но соборы уцелели. Уход Бонапарта из русской столицы, сожженной ее жителями, стал началом конца некогда непобедимой армии. Французы, вынужденные возвращаться по разоренной Смоленской дороге, тысячами гибли от морозов и голода, и трупами своими устилали дорогу. К ноябрю от войска Наполеона осталось всего 60 тысяч человек.
Сам Наполеон бросил армию 6 декабря. Полугодовое "нашествие двунадесяти языков" на Россию бесславно завершилось.