Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1234576

Алексей Баталов. «Он же Гога, он же Гоша». 20 ноября 2014 года ему исполняется 86.
Знаменитости > Актеры


В последние годы, даже десятилетия вокруг стало много «великих». И тот «великий», и этот. Понятие размылось, смысл слова оказался утрачен. Когда все «великие», величина обнуляется.
Но между тем осталось ещё несколько имён из того времени, когда величина измерялась не числом снятых телесерий, а вкладом в искусство. И когда великих было наперечёт, равнявшиеся на них себя к кумирам никогда не причисляли – не было принято. И от своего вклада они открещиваются порой до сих пор: мол, разве это «вклад», бросьте, всего лишь обычная роль. Таков Алексей Владимирович Баталов. Скромнейший человек, к которому никак не лепится ходовое сегодня словечко «звезда». Который, кажется, всем своим нутром противится этой «звёздности». Хотя именно он, как мало кто другой, имеет все основания «возвышаться на пьедестале». Потому что Баталов – это Эпоха. Именно так, и никак иначе. При упоминании имени актера Алексея Баталова первое, что приходит в голову, — Гоша из фильма «Москва слезам не верит». А еще — его голос, который невозможно спутать ни с чьим другим. И только затем — роли в картинах «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Большая семья», «Дама с собачкой». Баталов — один из самых известных и любимых российских актеров. Именно ему была вручена самая главная «Ника» — в номинации «За честь и достоинство».
Любимейший артист. Интеллигент. Образец. Можно загибать и загибать, перечисляя, пальцы. Стоит ли? Баталов уже полвека не нуждается в «определениях». В историю мирового кино актёр, которому на тот момент не исполнилось и тридцати, вошёл с картиной Михаила Калатозова «Летят журавли», в далёком 1958-м победившей на Каннском кинофестивале. Успех был укреплён такими шедеврами как «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица и «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Не остались незамеченными и следующие его работы, в череде которых следует выделить «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова и «Звезду пленительного счастья» Владимира Мотыля. И наконец, «Москва слезам не верит», ещё один безусловный бриллиант в отечественной киноколлекции. Не последняя баталовская роль, но ставшая в какой-то мере мощным финальным аккордом: в 80-е артист снимался всё реже, а в начале 90-х и вовсе распрощался с большим экраном – сыграв всё главное и не захотев в период мелкотемья размениваться по пустякам. Как признаётся сам актёр, сыграно за все эти годы очень мало: «Максимум 8-10 фильмов за всю жизнь», - это если говорить о картинах, которые сделаны с настоящей любовью. Все они, кажется, здесь и названы. Ими фильмография артиста не ограничивается, но именно они – его подлинные вершины. Перечисление регалий – далеко не самое важное, когда речь идёт о человеке искусства. Будь ты трижды народным, настоящую народную любовь орденом не купишь. Поэтому говоря о Баталове, нет смысла характеризовать его, как «что-то получившего». К тому же в советские времена и премий было не так уж и много – тогда этому придавали куда меньше значения, нежели сегодня. И всё-таки одного факта из биографии Баталова не выкинешь. Вернее, сразу двух фактов. И относятся они не столько к нему самому, сколько к его картинам. А именно: как уже было сказано, «Летят журавли» получили «Золотую пальмовую ветвь», в то время как «Москва слезам не верит» - и все об этом прекрасно знают – «Оскара». Что любопытно – и там, и там Баталов сыграл номинально не главную роль, причём его персонажи оба раза действовали лишь в половине фильма: в первом случае – в начальной, в другом – появляясь только во второй серии.
И тем не менее никто не будет спорить, что победа этих фильмов – это и его победа, а Борис Бороздин и Георгий Иванович (он же Гоша) – безусловно, подлинные герои своего времени. Тут применительны те же слова, что были сказаны выше о самом актёре: для роли не важен «хронометраж», важна её смысловая наполненность. А Баталов сыграл Мужчину – почти идеального, точно – незаменимого. Про которого многие женщины могут сказать: «Как долго я тебя искала».