Pokazuha.ru
Автор: aleksandr1205
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1235237

"Агата Кристи" - "Корвет уходит в небеса..."
Знаменитости > Певцы


Широко распространено мнение о том, что на становление стиля и творчества группы повлияла британская группа The Cure, в особенности альбом Disintegration. Первое знакомство с их музыкой произошло в 1989 году, когда возвращаясь из Глазго, с выступления на фестивале советского рока, ребята привезли эту пластинку. Позже их тогдашний менеджер предложил начать развиваться именно в этом направлении.
Сами музыканты, отвечая на вопрос о том, что оказало наибольшее влияние на их творчество, группу The Cure не упоминают. Глеб Самойлов, как правило, называет группу «Pink Floyd», музыку Альфреда Шнитке и сказки Э. Т. А. Гофмана, Вадим Самойлов — уральские рок-группы («Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс») и тот же «Pink Floyd».
Все песни «Агаты Кристи» написаны только тремя музыкантами — Вадимом Самойловым, Глебом Самойловым и Александром Козловым. В отличие от большинства свердловских рок-групп, «Агата Кристи» никогда не использовала тексты поэта-песенника Ильи Кормильцева.
Вспоминает Вадим Самойлов:
Сначала всё было очень жарко и остро… Пока мы не выработали определённый механизм: голосование. Нас было трое: практически «первичная композиторская организация». Соответственно мы голосовали по всем спорным вопросам: касательно музыки, аранжировки, всего. И кто-то оставался в большинстве, а кто-то в меньшинстве.
В первые годы существования коллектива, творчество «Агаты» носило коллективный характер и многие песни писались фактически в соавторстве. Начиная с «Позорной звезды», музыканты начали приносить в студию более или менее готовые композиции, которые затем вместе додумывали, дописывали и аранжировали. В процессе работы над песней, её аранжировка могла измениться кардинальным образом. При этом Александр Козлов реагировал на переделку своих песен очень спокойно, в то время как братья Самойловы зачастую относились к этому очень болезненно.
Несмотря на то, что практика совместного «доделывания» песен сохранилась и после Позорной звезды, можно констатировать, что с середины девяностых годов основным композитором и идеологом группы становится Глеб Самойлов. Практически все тексты и большая часть музыки к песням из альбомов «Опиум», «Ураган», «Чудеса» и «Майн Кайф?» написаны именно им. Среди его самых популярных песен — «Как на войне» и «Опиум для никого». В одном из интервью Глеб назвал своим творческим пиком композиции «Хали-гали кришна», «Дворник» и «Опиум для никого». В интервью журналу «Rolling Stone» (2005 г.) он выделил песню «Корвет уходит в небеса» с альбома «Ураган»:
Наше депрессивное состояние того времени закончилось Ураганом. «Корвет уходит в небеса» с этого альбома — моя самая любимая наша песня. Неловко говорить, но сейчас, за «бутылкой», когда я достигаю определенной степени опьянения, я беру в руки гитару и пою именно ее.
На творчестве Глеба отразилось принятие им в 1999 г. православия.
Среди песен, написанных Вадимом Самойловым, можно отметить такие хиты, как «Viva Kalman!» и «Чёрная луна».
Вклад Александра Козлова, как правило, ограничивался двумя-тремя песнями на альбом, однако часто именно они становились самыми популярными хитами: «Вольно», «Сказочная тайга», «Моряк», «Грязь», «Ковёр-вертолёт» и другие. Тексты к песням Козлова, как правило, писал Глеб. Единственной песней, и музыка, и текст которой написаны Козловым, стала «Эпидемия» с альбома Декаданс.
После смерти Александра Козлова в 2001 г., «первичная композиторская организация» развалилась, и разрешать конфликты стало сложнее, что и стало одной из главных причин распада «Агаты». В заключительном альбоме «Эпилог» песни распределены между братьями Самойловыми строго напополам и расставлены в шахматном порядке.
Вопрос о том, к какому стилю отнести творчество «Агаты Кристи» неоднократно поднимался в многочисленных интервью и никогда не получал однозначного ответа.
Следует также отметить, что звучание «Агаты» сильно менялось от альбома к альбому. На первых порах, группу очень привлекала оперетта, как «очень напыщенный, манерный и совершенно неестественный жанр». В таком опереточном духе выдержан один из первых альбомов группы «Коварство и любовь», а самая известная песня того периода — «Viva Kalman!» — напрямую отсылает к королю оперетты Имре Кальману.
Помимо необычного симфонического звучания, группа обращала на себя внимание тем, что один из вокалистов и бас-гитарист Глеб Самойлов выступал, сидя на стуле, что порождало немало кривотолков и слухов. На своём первом концерте Глеб выступал сидя по совету Вадима, чтобы скрыть волнение и не мешать более опытным участникам группы, позже это превратилось в своеобразную «фишку» коллектива. Впервые Глеб встал со стула в 1995 г. По его собственным словам:
Встал, потому что началась клаустрофобия. Этот стул меня как бы замыкал, ограничивал моё жизненное пространство. И вот в один день я во время концерта встал, отшвырнул стул и больше не садился.

В период работы над «Декадансом» и в особенности над «Позорной звездой» у группы сложился новый стиль, который можно охарактеризовать меньшим использованием симфонизма и клавишных и большим — барабанов, цифровых басов и синтезаторов в сочетании с характерным и несколько вычурным гитарным звуком. Вадим Самойлов определил новое звучание группы, как «рок-н-ролльное-гитарное с электронной ритмической подкладкой».
По мнению Вадима Самойлова, уникальное звучание группы объясняется наличием трёх композиторов, с очень разным подходом к музыке и творчеству.
Глеба больше интересовала поэтическая, смысловая составляющая в самовыражении, Саша любил популярную музыку, прямо западную, «попсовую», а я любил группу «Yes», что-то такое «музыкально-музыкальное». Три эти начала достаточно удачно слились. Есть и эмоция, есть и попсовая форма, в которой спрятаны много музыкальных мелочей, которые эту форму обогащают и делают её не такой простой. То есть она воспринимается как простая, но внутри неё происходит много интересного. Это до сих пор мой любимый жанр.

В первые годы существования в творчестве «Агаты Кристи», что было типично для свердловских рок-групп того времени, явственно звучала социальная критика, однако уже в конце 80-х гг. музыканты сознательно отказались от этой тематики. Эту эволюцию можно проследить в альбоме «Коварство и любовь»: при записи второй версии альбома оттуда исчезли песни «Наша правда» и «Крысы в белых перчатках», имеющие сильный социальный подтекст, а «Праздник советской семьи» превратился в более нейтральный «Праздник семьи». Известна также более ранняя версия песни «Танго с дельтапланом» под названием «Танго кооперативное»: если в первой версии песни говорится о перестройке и хищнических кооперативах, то текст второй версии гораздо более абстрактный.
По словам Вадима Самойлова, «было интуитивное понимание, что мир вокруг нас — это ещё не весь мир. Есть ещё мир внутри нас. И, видимо, нам изначально было интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие вообще, которое художник может себе позволить». Глеб Самойлов также неоднократно подчёркивал, что источником вдохновения для музыкантов «Агаты» является их внутренний мир: «Можно вести речь о том, что писались песни под впечатлением от просмотренных фильмов, прочитанных книг, — это, наверно, по альбом „Опиум“. Всё дальнейшее — это исключительно собственные эмоции, практически отчёты о прожитом». Известно также более категоричное заявление Глеба, сделанное им в интервью Rock Fuzz в 1995 г.: - «Как это ни эгоистично, «Опиум» — альбом обо мне. «Декаданс» был сборником баллад о различных явлениях в жизни, «Позорная звезда» — о моих взаимоотношениях с любовью, а «Опиум» посвящен лично мне. В «Звезде» был конфликт «он-она», в новом же альбоме налицо мой конфликт с самим собой. И ничего веселого в этом нет.»
Некоторые песни («Дорога паука», «Альрауне») написаны под влиянием творчества немецкого писателя Ганса Эверса