Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1235294

Динамит был запатентован Альфредом Нобелем 25 ноября 1867 года.
Картинки > Разное


Семья Нобелей прожила в Петербурге свыше 20 лет, здесь прошло детство и молодость братьев Нобелей: Роберта (1829-1896), Людвига (1831-1888) и Альфреда (1833-1896), здесь зародились и сформировались их научные и деловые интересы. Строго говоря, Россия стала второй родиной для Роберта и Людвига, с деятельностью которых связано развитие многих отраслей русской промышленности. Что же касается младшего из братьев Нобелей, Эмиля (1843-1864), то он и вовсе появился на свет в столице России. Сама судьба свела семью Нобелей, и в частности Альфреда, с основателем русской органической химии Николаем Николаевичем Зининым.
Зинин стал учителем братьев Нобелей, ведь в России в то время детям иностранцев не разрешали учиться вместе с русскими, и единственным выходом оставалось нанять домашних учителей.
Зинин совместно с молодым инженером-артиллеристом В.Ф. Петрушевским решал проблему использования сильнейшего взрывчатого вещества нитроглицерина в военных целях, весьма актуальной на тот момент проблемы. В итоге был найден хороший вариант — пропитка нитроглицерином карбоната магния. Подключился к этой работе и Альфред Нобель, и не удивительно, можно быть уверенным, это было согласовано с учителем и отцом, пославшим его на стажировку к итальянцу Асканио Собреро, первооткрывателю нитроглицерина. И вот в 1859 г. Нобель-отец обанкротился и с женой и младшим сыном Эмилем в поисках новой жизни вернулись в Стокгольм, три старших сына остались в Петербурге. А Альфред зимой 1859-60 гг. проводит разнообразные эксперименты с нитроглицерином. Он научился получать его в приемлемых для испытаний количествах. Он смешивал нитроглицерин с черным порохом, как уже делали Зинин вместе с инженером Петрушевским в 1854 г., и поджигал смесь. Опыты на льду замерзшей Невы оказались удачными, и удовлетворенный результатами Альфред отправился в Стокгольм. В 1862 г. в Хеленборге под Стокгольмом Нобели начали кустарно приготовлять нитроглицерин, что завершилось 3 сентября 1864 г. взрывом чудовищной силы, в котором погибли восемь человек, среди них младший брат Альфреда Эмиль. Через две недели Эммануэля разбил паралич, и до самой смерти в 1872 г. он был прикован к постели. Дело теперь возглавил Альфред.
В 1863 г. он изобрел инжектор-смеситель азотной кислоты и глицерина (кстати, это и является его величайшим изобретением), что решило проблему. Можно было приступать к промышленному производству и созданию сети заводов в различных странах. В результате поисков удобных в работе смесей на основе нитроглицерина Альфред запатентовал безопасную комбинацию нитроглицерина с кизельгуром (рыхлая кремнистая осадочная горная порода из панцирей диатомовых водорослей), назвав ее динамитом. В это же время учитель Альфреда — Зинин — безуспешно пытался найти применение нитроглицерину в артиллерии. Вещество оказалось слишком капризной и опасной жидкостью, детонирующей от лёгкого сотрясения, взрывающейся не всегда, когда нужно, и горящей без взрыва.
После войны, в обстановке строжайшей секретности, опыты продолжил инженер-полковник Василий Петрушевский. Его идея использовать для подрыва нитроглицерина большой заряд пороха была настоящей находкой, но после того, как 17 июля 1866 года в Кронштадте взорвалось двадцать пудов нитроглицерина, экспериментальные взрывы на всякий случай запретили.
Чтобы сделать нитроглицерин менее опасным, Петрушевский стал смешивать его с магнезией. В результате он получил порошкообразный продукт, названный «русским динамитом». Эта взрывчатка была упакована в мешки и благополучно пролежала в кронштадтских подвалах 12 лет.
Пока мешки с русским динамитом лежали мертвым грузом, Альфред Нобель уже разъезжал по миру, продавая динамит собственного изготовления. Если бы российское правительство запатентовало нитроглицерин и динамит Петрушевского — не было бы ни нобелевского состояния, ни премии. Но все работы в этой области были засекречены.