Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1236578

«Москвич» слезам не верит» . 4 декабря 1946 года на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года — АЗЛК) был собран первый легковой автомобиль «Москвич-400».
Картинки > Автомобили


Популярность этого «Москвича» понятна. Он ведь первый в стране и единственный в то время действительно народный. В 1947-м, когда машины появились в продаже, в автомагазин на Бакунинской в Москве, а потом и на Красноармейской в Киеве ездили даже те, кто и мечтать не мог выложить 9000 рублей за машину. Просто посмотреть на нее, прикоснуться рукой – здорово! Значит, жизнь в стране, разоренной войной, плохо одетой и даже не очень сытой, налаживается! Газеты сообщали, что среди первых покупателей «москвичей» – академики В. Зеленин и А. Абрикосов,Герой Советского Союза полярник Э. Кренкель, писатели Л. Соболев и С. Маршак, актер И. Берсенев. Но машины приобретали не только известные люди. «Москвичи» появлялись в семьях инженеров и даже квалифицированных рабочих. Ну или у молодых ученых, о работах которых говорили лишь шепотом. Какая же это радость – собственный автомобиль! Пусть такой: без печки, со слабенькими стеклоочистителями, скорость которых зависела от оборотов двигателя (вакуумный привод!), с системой вентиляции, включающей в себя лишь передние форточки.Для эксплуатации «Москвича» в морозы ниже минус 15 инструкция советовала сливать на ночь не только воду, но и масло. А утром возвращать его в двигатель нагретым. А систему охлаждения, естественно, заправлять кипятком. Не удивительно, что среди частников зимой отваживались ездить только самые преданные рулю!
Сейчас машинка кажется безумно тесной: водитель и пассажир справа, то смеясь, то чертыхаясь, толкаются локтями. Сзади примерно так же, а багажник с доступом лишь из салона – пародия на нынешние. Но ведь ездили же семьями на дачу и даже на юг, навьючив на крышу горбик скарба.
То, что «Москвич-400» – копия довоенного «Опеля-Кадет», и в 1940-е знали многие. Ведь таких же, но немецких машин было немало в разномастном послевоенном парке. Однако рассуждать о происхождении советской модели в те годы было небезопасно.
Уже в послесталинские времена стали писать, что штампы для производства и документацию вывезли из Германии по репарациям. Это не совсем точно. Вывезти-то вывезли, но чертежи и штампы, созданные уже после войны. Разрабатывали их немецкие специалисты в нескольких КБ на территории Германии под руководством приехавших из СССР инженеров. Ни штампы, ни документация (по крайней мере, полный комплект) на «Опель-Кадет» не сохранились. Не то погибли во время бомбежки, не то были уничтожены намеренно. Кузовные штампы по образцам делали в саксонском городке Шварценберг. Те, что производили на ЗМА, создали уже в Москве. Подробности о рождении «Москвича» многие годы хранили архивы СВАГ (Советская военная администрация в Германии), контролировавшей, среди прочего, всю научно-техническую деятельность в Советской зоне оккупации. Даже участники событий многие годы скрывали эту историю. Почему – с нынешних позиций абсолютно непонятно. Разоренная войной страна имела право на репарации, в том числе и в такой форме. Но руководители СССР, видимо, считали, что победителям не пристало использовать интеллектуальный труд побежденных. Отправить их на стройку – другое дело.
Вот ведь судьба! Первый раз родился в фашистской Германии, второй – в сталинском СССР. Дожил на конвейере до хрущевской оттепели. И продолжал работать (пусть, как правило, и с более современными моторами и узлами ходовой) – не числился раритетом – вплоть до 1980-х!
Сегодня прохожие улыбаются ему – не пижону, не выпендрежнику, а скромному труженику, – пожалуй, даже радостней, чем 60 лет назад. Правда, для этого ему вновь понадобились умелые, квалифицированные руки. Нынче довести такую машину до оригинального состояния – та еще работа! Ведь «Москвич» по-прежнему любит трудолюбивых и не верит слезам.
«Москвич-400» – копию «Опеля-Кадет» серийно выпускал – ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, впоследствии АЗЛК) с 1947 года. Помимо седана с заводским обозначением 400-420, делали фургон с деревянным грузовым отсеком «Москвич-400-422», кабриолет «Москвич-400-420А» и так называемое коммерческое шасси под установку специализированных кузовов. Разработали также прототипы универсалов и пикапов. На автомобили ставили мотор 1,1 л мощностью 23 л.с. С 1954-го выпускали модернизированную версию с 26-сильным двигателем – «Москвич-401». Небольшое количество машин в 1955-м оснастили агрегатом «Москвич-402» мощностью 30 л.с. До 1956 года построили чуть более 216 тысяч «москвичей» моделей 400 и 401.