Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1238888

21 декабря исполняется 115 лет со дня выхода в свет первого номера легендарного журнала "Огонек".
Картинки > Разное


Первый номер журнала "Огонек" вышел в свет 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно художественное приложение к газете "Биржевые ведомости", которую выпускал в Петербурге крупный издатель Станислав Проппер. С 1902 года "Огонек" стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров. Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи.С журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты. В начале века "Огонек" выходил на восьми страницах в одну восьмую печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923 год) выпуск "Огонька", как и многих других российских газет и журналов, прекратился. В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг лучшего в 20 30 е годы советского журналиста и редактора Михаила Кольцова, поддержав его идею о возрождении "Огонька". Именно тогда сформировались основные принципы журнала: хороший литературный язык, с некоторой долей консервативного официоза, обязательный иллюстративный ряд и присутствие в каждом номере обязательных элементов. Вскоре таким элементом стал кроссворд. К концу 1923 года тираж журнала составил 42 тыс. экземпляров, через год вырос до 125 тыс., а в 1925 году достиг полумиллиона экземпляров. После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, журналом недолгое время руководил писатель Евгений Петров, один из авторов "Двенадцати стульев".
В начале 1950-х годов редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков, при котором окончательно оформились "фирменные" черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды. В журнале всегда имелась так называемая "вкладка" цветные репродукции, благодаря которым читатели журнала знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и с советской живописью.
При следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием более 30 лет (с 1953 по 1986 год) "Огонек" стал "изданием для стабильной жизни". В этом время очень популярным стало литературное приложение к "Огоньку" его знаменитая "Библиотека". Книжки "Библиотека "Огонек" выходили с 1925 по 1991 год раз в неделю и продавались отдельно от журнала, их выпуск не прерывался даже во время Великой Отечественной войны. В "Библиотеке" и в самом журнале печатались такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Александр Твардовский, Илья Ильф и Евгений Петров, Алексей Толстой, Владимир Маяковский, Исаак Бабель. В 1986 году главным редактором "Огонька" стал Виталий Коротич, с приходом которого в журнале началась новая жизнь. В годы перестройки журнал под руководством Коротича достиг огромной популярности и оказывал заметное влияние на политическую жизнь страны. Он стал знаменитым не только в России, но и во всем мире. Публицистика "Огонька" стала школой демократии, культовым жанром всей журналистики стали разоблачения. В журнале печатались статья Юрия Карякина "Ждановская жидкость", открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика.
В 1991 году главным редактором журнала стал Лев Гущин, которому предстояла непростая задача реформировать "Огонек", приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994 года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному изданию.
Последняя "революция" в "Огоньке" в начале 1995 года наиболее приблизила его к стандартам западных иллюстрированных изданий и по объему, и по информационной насыщенности, и по использованию всех полиграфических приемов. Но былой популярности у журнала уже нет, впрочем, как и у многих печатных изданий, с ростом доступности интернета их тиражи и рейтинги неуклонно падают. Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но всегда оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для каждого читателя он публиковал что-то очень важное.