Pokazuha.ru
Автор: Vova Chuma
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1249402

Малоизвестное оружие Второй мировой. Авиационный комплекс "Мистель", Германия.
Картинки > Фотографии > Великая Отечественная Война


Мистель (нем. Mistel — «Омела»), также известен как «Папа и сын» (нем. Vati und Sohn) — немецкий авиационный комплекс военного назначения, представляющий из себя конструкцию из двух сочленённых самолетов: истребителя (самолёт-носитель) и беспилотного бомбардировщика (самолёт-бомба).

Авиационный комплекс "Мистель" был создан в конце Второй мировой войны (первый вылет - в июле 1943 года). Идея этого беспилотного снаряда достаточна проста: в носовой части самолета Юнкерс Ju 88 помещали большое количество детонирующего вещества, самолет превращался в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником-детонатором. На фюзеляже были распорки, к которым крепился самолет-носитель. В полете "самолет-бомба" отсоединялся от носителя, который имел возможность вернуться на базу.
У этой идеи имелась хорошая теоретическая база и практические проработки еще с весны 1940 г. Уже тогда Германский исследовательский институт полетов на планерах (Deutschen Forschungsinstitut fur Segelflug, сокр. DFS) отрабатывал и проводил испытания первых сочлененных летательных аппаратов как на гибкой сцепке (в том числе и с помощью жесткого буксировочного троса длиной около 1 метра), так и установленных один на другом.
А сама идея применения отслуживших самолетов принадлежала пилоту-испытателю компании "Юнкерc" Зигфриду Гольцбауеру, участвовавшего еще до Второй мировой войны в испытаниях "составного" английского самолета "Майо" S-20/S-21. А первые испытания «этажерок» DFS начали проводить еще в 1940 году. В качестве носителей использовались "Клемм" KL 35 или "Фокке-Вульф" Fw 56. Позже испытывался вариант с
Bf 109Е.
В начале 1943 года Министерство авиации Германии выдало институту DFS заказ на создание образца сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Мессершмитт Вf 109-4. В Люфтваффе связку беспилотного бомбардировщика и истребителя первоначально называли «Бетховен» («Beethoven») или «Отец и сын» («Vater und Sohn»). Однако, как ни странно, наибольшее распространение получило прозвище «Упряжка с навозом» («Mistelgespann»), или просто «Mistel».
Инженерам DFS удалось решить одну из наиболее сложных проблем — одновременное управление двумя различными самолетами в сцепке одним пилотом, а также наведение бомбардировщика на цель с помощью радиокомандой системы управления после отсоединения истребителя.
Взлет сцепки осуществлялся за счет работы двигателей бомбардировщика и истребителя. В крейсерском полете винт последнего зафлюгировался, что давало возможность сэкономить топливо для обратной дороги. Дополнительные подвесные топливные баки позволяли осуществлять полеты на дальность до 2000 км. Скорость сцепки не превышала 380 км/ч.
Первая учебная модификация "Мистеля" являлась связкой стандартного бомбардировщика Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда) и истребителя Bf 109F-4. Эта версия эксплуатировалась исключительно для обучения пилотов истребителей и получила обозначение S-1. Из кабины "Юнкерса" снималось почти все оборудование, носовая часть могла легко отделяться за счет быстросъемных болтов и заменяться кумулятивным зарядом весом 1725 кг, снабженным контактным взрывателем. Из-за своеобразной формы с удлиненным коническим обтекателем этот заряд получил прозвище «Слоновий хобот» («Elefantenrussel»). В ноябре 1943 - апреле 1944 годов состоялись испытания полностью снаряженных "Мистелей". Одну из учебных атак успешно провели на старом французском броненосце «Океан» («L"Ocean»), стоявшем в гавани Тулона. Проходили опыты и по атаке фортификационных объектов - стальной стержень кумулятивного ядра пробивал бетон толщиной 2 м.
В то время как DFS проводил программу летных испытаний «Мистеля», заводы Юнкерса в Нордхаузене, выпускавшие бомбардировщики Ju 88, уже в июле 1943-го были приспособлены для проведения модификации этих самолетов в «летающие бомбы».

"Мистель-1", напоминая первый опытный экземпляр, отличался более надежной системой крепления стоек. Взлет системы производился за счет работы двигателей обоих самолетов. После набора высоты (1500-2000 м) двигатель истребителя выключался и полет продолжался при помощи двигателей нижнего самолета. При подлете к цели вновь включался мотор самолета-носителя. Топливо поступало из баков бомбардировщика. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасной дистанции истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель. В июне 1944 года в Дезиер (Франция) прибыла эскадрилья IV/KG. 101 под командованием капитана Хорста Рудата (Horst Rudat), насчитывающая в своем составе пять "Мистелей-1". 24 июня состоялся первый боевой вылет, закончившийся неудачей, поскольку английский истребитель вынудил Bf 109F-4 отцепиться задолго до цели. В ночь с 24 на 25 июня 1944 года были использованы и четыре оставшихся "Мистеля", которые под прикрытием истребителей Bf 109G атаковали союзные корабле в устье Сены. Результаты удалось установить лишь на следующий день - хотя вся корабли были поражены, но ни один из них не был потоплен.
Конечно, этот успех нельзя назвать громким, но несмотря на это завод под Лейпцигом получил заказ на переоборудование в "Бетховен" 75 истребителей Ju 88G-1, которые находились там в ремонте. В качестве самолета-носителя было принято решение использовать Fw 190А-6 или F-8, моторы которых тоже работали на 95-октановом бензине. Данный вариант получил наименование "Мистель-2", а его учебная версия - S-2. Из-за избытка взлетного веса у первых "Мистелей" были существенные проблемы: на взлете (при разбеге) излишняя нагрузка и тряска приводили к повреждениям пневматической системы, и в результате аварий было потеряно несколько "Мистелей". Серийные варианты доработали, и вместо собственного шасси сцепка разбегалась на специальной тележке, сбрасывавшейся непосредственно после взлета. Доработанный вариант обозначили "Мистель-3".
Сколько всего было построено "Мистелей" в ходе Второй мировой войны точно неизвестно, предположительно - около 250 шт. Практическое их применение ограничилось налётами на флот Союзников во время битвы за Нормандию. В рамках операции «Железный молот» в конце 1943 — начале 1944 года «Мистели» предполагалось использовать для уничтожения промышленных предприятий СССР, в частности электростанций. Но к тому времени наступление советских войск приблизилось к самой Германии, и операция «Железный молот» была отменена. Ещё применить «Мистели» немцам удалось в последние месяцы войны, в основном для уничтожения водных переправ через Одер (зафиксирован вылет 16 апреля 1945 г.).
Во время двух последних месяцев войны немцы разработали еще целый ряд сочлененных боевых летательных аппаратов типа «Мистель». Испытали комбинацию Ju 88G-7 и Та 152Н, в стадии создания находился реактивный «Мистель-4» (Ju 287 и Me 262). Имелись проекты на базе также реактивных Аr 234 и Не 162. Но это всё уже так и осталось в проектах.

Варианты спаренных авиакомплексов Люфтваффе:
Mistel (прототип) — Ju 88A-4 и Bf 109F-4
Mistel 1 — Ju 88A-4 и Bf 109F-4
Mistel S1 — Учебная версия Mistel 1
Mistel 2 — Ju 88G-L и Fw 190A-8 или F-8
Mistel S2 — Учебная версия Mistel 2
Mistel 3A — Ju 88A-4 и Fw 190A-8
Mistel S3A — Тренер версия Мистель 3A
Mistel 3B — Ju 88H-4 и Fw 190A-8
Mistel 3C — Ju 88G-10 и Fw 190F-8
Mistel Führungsmaschine — Ju 88 A-4/H-4 и Fw 190 A-8
Mistel 4 — Ju 287 и Ме-262
Mistel 5 — Arado E.377A и He-162

Варианты «Мистелей»:

Были использованы
Ju 88A-4/Bf 109F-4
Ju 88A-4/Fw 190A-8

Предполагалось использовать
Ju 88G-1/Fw 190A-6
Ju 88A-6/Fw 190A-6
Ju 88G-1/Fw 190F-8
Ju 88H-4/Fw 190A-8
Ju 88H-4/Fw 190F-8

Нереализованные проекты
Ju 88 G-7/ Ta 152H
Ta 154 / Fw 190
Ar 234 / Fi 103
Do 217K/ DFS 228
Siebel Si 204 / Lippisch DM-1
Ju 287 / Me 262