Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1256125

К 70-летию Великой Победы. Защитник блокадного неба – летчик от Бога Георгий Костылев.
Разное > Люди


Георгий Дмитриевич Костылев родился 20 апреля 1913 года в Ораниенбауме (сейчас это город Ломоносов Ленинградской области) в семье рабочего. После школы он поступил в авиационную школу Осоавиахима, а в 1934-м окончил Центральный аэроклуб имени Чкалова в городке Тушино Московской области.
Искусство управлять самолетом Георгию было дано Богом. Не раз он восхищал своих коллег изяществом выполнения пилотажных фигур, и его полеты сравнивали с пением Лемешева. За успехи и выдающиеся умения уже в 1934 году Костылев был удостоен нагрудного знака «За отличную технику пилотирования и акробатическое искусство».
Георгий Дмитриевич тогда был одним из немногих авиаторов, кто не окончил военной летной школы. Его фамилия не упоминается в Энциклопедии Отечественной войны, несмотря на то что Костылев был Героем Советского Союза и одним из лучших истребителей нашей авиации.
После призыва в армию в 1939 году Георгий служил в авиации флота. С 1939 по 1940 год участвовал в советско-финской войне, за что был награжден орденом Красного Знамени.
С июня 1941 года лейтенант Г.Д. Костылев в рядах 5-го (позже 3-го гвардейского) истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады защищал балтийское небо, участвовал в прорыве блокады, принимал участие в разгроме немецкого десанта на острове Сухо.
В задачи истребительных полков Балтийского флота входили охрана кораблей, сопровождение транспорта в блокадный город, предотвращение вражеских бомбардировок Ленинграда, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков на передовые линии. Уже во второй половине июля 1941 года, базируясь на аэродроме в Клопицах под Ленинградом, Георгий Дмитриевич на своем И-16 («ишак» − истребитель-моноплан), который немцы называли ratte, что переводится как «крыса», одержал семь побед. Им лично были сбиты три Ме-110 (тяжелый стратегический истребитель) и два Ю-88 (многоцелевой самолет люфтваффе).
В первые дни войны немцы нагло передвигались по захваченным районам Ленобласти, нисколько не маскирую свою технику. Однажды, ведя разведку, Георгий Костылев заметил колонны немецких танков и грузовиков: «Меня взяло зло, я все забыл и поливал, поливал, поливал из всех пулеметов. Когда кончились патроны, я почувствовал желание спуститься совсем вниз, выпустить шасси и отрывать им головы колесами самолета».
Немецкие асы не отличались разнообразием в искусстве ведения воздушного боя и не были сильны в импровизации, поэтому их тактические действия часто повторялись. Из воспоминаний Костылева: «У Ме-109 (многоцелевой истребитель), за исключением отдельных групп “охотников”, только на ведущем самолете находится опытный летчик, ведомые пилоты − в большинстве молодняк, недавно пришедший из летных школ. Достаточно чуть довернуть на них, как “храбрые” немецкие “асы” впадают в заметное замешательство».
За время войны, по официальным источникам, Георгий Дмитриевич совершил 418 боевых вылетов. В 112 воздушных боях им было сбито лично 12 и в группе 34 самолета противника. Им было одержано более 50 побед, при этом многие из них он приписал к групповым в пользу ведомых.
В победном списке Георгия Дмитриевича есть знаменитые асы люфтваффе: Герхард Лаутеншпагер (31 победа) и Осси Унтерлерхнер (27 побед) были сбиты 17 мая 1942 года на Кронштадтом. Эрих Рудорффер (222 победы) и его ведомый Рудольф Гереке (27 побед) были сбиты 22 июля 1943 года. Херберт Броэндле (58 побед) был сбит 2 августа 1943 года над Финским заливом.
Говорят, у немецких летчиков был даже предупреждающий позывной «Ахтунг! В воздухе Костылёв!»
5 февраля 1942 года Георгий Костылев первый и последний раз проиграл бой. Его самолет был сбит. Из горящей машины Костылев выпрыгнул с парашютом над захваченным немцами районом. Менявшиеся потоки ветра долго относили его то на нашу, то на вражескую территорию, из-за полученного ранения в руку пилот не мог управлять стропами, и ему оставалось только полагаться на счастливый случай. «Лучше сразу пулю в лоб, чем попасть к немцам», − говорили летчики. К счастью, все закончилось удачно: Костылев приземлился в районе наших позиций. Отказавшись ложиться в госпиталь, он остался в полку, через пару недель поправился и снова повел свое звено в бой.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года гвардии капитан Г.Д. Костылев был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Всего Георгий Дмитриевич был награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды) и медалями. В конце февраля 1943 года Георгию Дмитриевичу дали отпуск в связи с представлением его вторично к званию Героя Советского Союза, и летчик поехал навестить свою мать, которая жила в Ленинграде. К сожалению, информация о положении в блокадном городе для многих бойцов была недоступной. Лишь те, у кого родные оставались в городе, имели возможность своими глазами видеть все тяготы голодного существования. Люди варили и ели кожаные ремни, делали котлеты из опилок и земли.
Оказавшись в осажденном городе и будучи известной личностью, Костылев был приглашен к одному штабному полковнику на званый ужин. Стол ломился от изысканных по тем временам яств. Георгий Дмитриевич был прямолинейным человеком, сразу сказал «штабной крысе» все, что об этом думал, и возникла драка.
Благородные порывы всегда вызывали ненависть у чиновников. Не спасли Костылева ни геройское звание, ни слава лучшего летчика Балтики. Через несколько дней после инцидента он был арестован и лишен офицерского звания и наград. По правилам летчика должны были сослать в штрафную эскадрилью, но волею судьбы этого не произошло. Георгий Дмитриевич попал в штрафбат морской пехоты на Ораниенбаумский пятачок – место, где он родился и где прошло его детство. Краснофлотцы, служившие с Костылевым в штрафбате, не раз наблюдавшие его бои с кораблей, уберегли знаменитого аса, оградив его от смертельных атак, и через два месяца он вернулся в свою стихию, в 4-й полк. Из-за этого трагического случая представление ко второй звезде героя уже никогда не рассматривалось.
Вернувшись в строй, летчик продолжил список своих побед. 21 апреля 1943 года он сбил финский Fiat, прижав его к воде над Копорским заливом и тем самым дав возможность своему ведомому внести заключительный штрих. Это, наверное, был единственный в истории случай, когда рядовой командовал звеном, а позже − эскадрильей.
Из воспоминаний Чуковского: «Его разжаловали из капитанов в рядовые, но так как летчик он был исключительный и незаменимый, то продолжал командовать эскадрильей, будучи рядовым, − случай совершенно невероятный, единственный в своем роде…»
В 1944 году Костылев был назначен на должность главного инспектора ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Помимо прочего, в его обязанности входило обучение летчиков ведению воздушного боя. Как штабному работнику, Георгию Дмитриевичу запрещалось принимать участие в боевых действиях, но он, невзирая на запрет, продолжал использовать любую возможность вступить в бой с фашистскими асами. Тогда Костылевым было одержано около 20 личных побед, и чтобы не вызывать гнев начальства, он записывал их на счет своих товарищей, участвовавших с ним в бою. За проявленные мужество и героизм в 1944 году Георгию Дмитриевичу вернули все награды и присвоили звание майора. Он до 1953 года продолжал служить в авиации ВМФ.
Умер Георгий Дмитриевич Костылев 30 ноября 1960 года в возрасте 47 лет в бедности и был похоронен по его завещанию на кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Мартышкино. В Ломоносове его именем названа улица.