Pokazuha.ru
Автор: вуглускр
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1277187

Вторая мировая война. Пленные.
Картинки > Фотографии > Великая Отечественная Война


К фото № 1.

Французы из частей СС и вермахта перед расстрелом французами из «Свободной Франции». Слева направо: оберштурмфюрер Сергей Кротов (Serge Krotoff) (сын русского моряка, эмигрировавшего из России после революции), лейтенант легиона LVF Поль Бриффо (Paul Briffaut) (на переднем плане, в форме вермахта) и оберштурмфюрер Роберт Доффа (Robert Doffat) (смотрит на фотографа). 12 немецких военнослужащих-французов были казнены солдатами «Свободной Франции». 11 из них были из 33-й пехотной дивизии СС «Шарлемань» (1-й Французской) (33.Waffen-Gren.Div. der SS «Charlemagne» / Franzusische Nr 1) и один (Поль Бриффо) – из 638-го французского пехотного полка (немецкое название) или Легиона французских добровольцев против большевизма (Légion des Volontaires Français contre le Bolchévisme, LVF). Они долечивались в немецком госпитале, когда в начале мая 1945 года его заняли американцы. Прошел слух, что американцы передают город французским частям генерала Леклерка, и эти 12 людей попытались скрыться, но были задержаны патрулями и переданы французам. Они оказались в руках солдат 2-й бронетанковой дивизии «Свободной Франции». Пленные держались с достоинством и даже вызывающе. Когда командир дивизии генерал Леклерк назвал их предателями и заявил: «Как вы, французы, могли носить чужую форму?» один из них ответил: «Вы сами носите чужую форму – американскую!» (дивизия была экипирована американцами). Говорят, это разозлило Леклерка, и он приказал расстрелять пленных. 8 мая 1945 года этих 12 пленных казнили. Тела бросили на месте и только через три дня их похоронили американцы. Поль Бриффо и Роберт Доффа в ноябре, Сергей Кротов в декабре 1947 г., и Раймон Пайрас (еще один из расстрелянных) в 1950 г. были заочно осуждены и приговорены Судом департамента Сена к расстрелу за измену Родине.

К фото № 2.

Венгерские солдаты, попавшие в плен частям 144-го стрелкового полка 49-й Гвардейской стрелковой дивизии. Эта фотография интересна своей необычной историей. Ветеран этой дивизии В.В. Войцехович упоминает об исключительном случае, который произошел в начале 1945 года в Венгрии. По его словам, частям 144-го стрелкового полка попала в плен группа примерно из шестидесяти венгерских солдат и офицеров, которые обратились к командованию полка с необычной просьбой. В обмен на то, чтобы их сразу освободили, эти венгры предложили … отбить у немцев то ли деревню, то ли городок, который располагался перед позициями 144-го полка. Предложение было настолько необычное, что даже известный своей самостоятельностью при принятии решений командир дивизии Василий Филиппович Маргелов (впоследствии легендарный командующий войсками ВДВ СССР) не решился одобрить такое, и обратился к командованию. Запрос пошел по цепочке вверх, и только командующий 46-й армией Петрушевский лично дал разрешение на это. И эти венгры действительно захватили этот населенный пункт, уничтожив при этом немало немцев… Пришлось держать слово, и этих венгров тут же отпустили по домам. На фотографии изображены эти самые венгры перед тем боем. Источник: архив 49-й гвардейской СД.

К фото № 20.

Младший лейтенант разведки Японии Хиро Онода сдается филиппинским властям. В январе 1945 года Хиро Онода (1922—2014) прибыл на филиппинский остров Лубанг, получив от командира, генерал-лейтенанта Ёко Сидзуо, приказ «Самоубийство категорически запрещается! Держись 3-5 лет. Я обязательно приду за тобой. Продолжай борьбу, пока еще жив хотя бы один солдат, даже если придется питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!». После разгрома японцев американцами Онода бежал в горы вместе с тремя своими подчиненными и начал партизанскую войну. Несмотря на то, что он получал информацию о состоянии дел в мире, он на протяжении десятилетий отказывался верить, что война закончена. Считая, что он обязан выполнять приказ, данный ему в 1945 году, он нападал на филиппинских военных, полицейских и крестьян. Жертвами нападений и перестрелок стали 30 человек, еще 100 было ранено; двое подчиненных Оноды погибли, один сдался в 1950 году. Только после того, как Есими Танигути, бывший майор и непосредственный командир Оноды, прилетел на Лубанг и обратился к Оноде с приказом сложить оружие, тот согласился сдаться. 10 марта 1974 года Онода принес отчет для Танигути и сдался филиппинским властям, имея на руках исправную винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней, несколько ручных гранат и самурайский меч. При вмешательстве МИДа Японии он был помилован филиппинцами и вернулся в Японию.