Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1299946

Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана. Знаменитый советский военный ас и лётчик-испытатель был Героем Советского Союза в полном смысле этого слова.
Разное > Люди


Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.
Его детская биография не содержала в себе ничего героического — 7 классов школы, железнодорожное училище, рабочая специальность. Но увлечённость небом, распространённая среди советской молодёжи 1930-х, коснулась и его. Молодой рабочий занимался в аэроклубе, осваивая профессию лётчика. И когда в феврале 1939 года Амет-Хан оказался в армии, «гражданское» увлечение небом решило его дальнейшую судьбу. Он был направлен в знаменитую Качинскую военную авиационную школу, из которой в 1940 году Амет-Хан вышел уже в звании младшего лейтенанта. Истребительный полк Амет-Хана, оснащённый самолётами И-15 и И-153, встретил войну в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первого дня войны. Осенью 1941 года его полк дрался с немцами у Ростова-на-Дону. После тяжёлых потерь полк перевели на переформирование и переобучение. Теперь Амет-Хану предстояло сражаться на британском «харрикейне». В марте 1942 года полк Амет-Хана Султана вошёл в состав ПВО Ярославля. Войска гитлеровцев не дошли до города, но авиация противника наносила по нему бомбовые удары. 31 мая 1942 года город был атакован «юнкерсами». Советские истребители вступили в схватку. Амет-Хан Султан, израсходовав все боеприпасы, настиг противника и таранил его. «Харрикейн» застрял в «юнкерсе», но советский лётчик выбрался из кабины и приземлился при помощи парашюта. За подвиг в небе Ярославля Амет-Хан Султан был награждён орденом Ленина. В 1942 году лётчик, пересевший на истребители марки «Як», отличился в боях под Воронежем и Сталинградом, зарекомендовав себя настоящим асом воздушных схваток. В этот момент советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов для борьбы с элитой люфтваффе. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были собраны в этом полку, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза, 25 из которых получили это звание, сражаясь в «воздушном спецназе». В состав этого подразделения вошёл и Амет-Хан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «Яках», затем на американской «Аэрокобре», а завершал войну на истребителе Ла-7. Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало. В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза. В январе 1944 года Амет-Хан и его боевой товарищ, Герой Советского Союза Иван Борисов, сумели захватить самолёт противника, принудив гитлеровского пилота к посадке на советский аэродром. Интересно, что Амет-Хан освоил захваченный немецкий самолёт связи почти сразу, совершив на нём самостоятельный полёт. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка 6-й гвардейской истребительной дивизии (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-хан Султан награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года.
После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-хан Султан становится слушателем Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла очень трудно, дал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии». Его рапорт был удовлетворен и Амет-хан возвращается в свою часть. В апреле 1946 года подполковник Амет-хан Султан был уволен в запас. Амет-хан стремился вернуться к летной профессии. Хотел стать летчиком-испытателем. Благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года он становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института министерства авиационной промышленности в Жуковском. За короткий срок Амет-хан Султан выдвинулся в число лучших летчиков-испытателей. В 1949 году ему присваивается третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а в сентябре 1952 года - первый. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолете Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку самолета в воздухе. Множество полетов были выполнены Амет-ханом для отработки систем катапультирования на различных типах самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И. Головиным, на самолете МиГ-15 УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. В результате чего был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла реальная угроза пожара. В.И. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла. В этой ситуации Амет-хан принял решение сажать самолет. Посадка бала выполнена безукоризненно и жизнь товарища бала спасена. 23 сентября 1961 года Амет-хану Султану было присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» (знак № 38). Когда медицинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, он успешно освоил тяжелые машины и очень хорошо на них работал до рокового дня 1 февраля 1971 года. Большое место в испытательной деятельности Амет-хана занимали испытания авиационных двигателей на различных летающих лабораториях. И погиб Амет-хан Султан при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.