Pokazuha.ru
Автор: Vova Chuma
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1301260

Легендарные автомобили. FIAT 124, Италия
Картинки > Автомобили


Ровно 50 лет назад, 2 апреля 1966 года, широкой публике впервые представили новый Fiat 124.
Сегодня Fiat 124 едва ли нуждается в представлении, ведь именно он стал прообразом первых «Жигулей». Вот только мало кто знает — итальянский седан мог появиться на свет совсем другим. Например, переднеприводным хэтчбеком...
В начале 60-х годов двадцатого века, компания Fiat задалась целью создания новой современной модели своего автомобиля взамен уже технически устаревшим Fiat 1200 и Fiat 1300. Но из-за того, что создавать новое авто с нуля дело очень затратное, было решено воплотить в жизнь проект «123 Е2». В основе этого проекта была уже ранее выпускаемая модель автомобиля Autobianchi Primula, которая представляла собой образец переднеприводного автомобиля с поперечным двигателем. Но даже, несмотря на то, что Primula имела много преимуществ по сравнению со своими предшественниками, от данного проекта было решено отказаться.
Компания отдала предпочтение заднеприводной конструкции. Колесную базу по сравнению с донорским Fiat 1300 удлинили на 5 см, колею расширили на 4 см.
Разработкой проекта модели 124 занималась группа конструкторов под управлением Оскара Монтабоне. И кроме его группы, параллельно трудилась и другая инженерная команда под началом Адольфо Мессори. Более удачным из двух конкурирующих прототипов признали автомобиль Монтабоне, но с машины Мессори на серийный вариант Fiat 124 перекочевала задняя пружинная подвеска — легкая, комфортабельная и драйверская. Четырехцилиндровый рядный 1,2-литровый мотор, сконструированный Аурелио Лампреди, создателем знаменитых гоночных двигателей Ferrari и Alfa Romeo, развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин и максимальный крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин. Для гоночных подвигов, конечно, маловато, но 20 секунд до сотни у бюджетной модели середины 60-х — это очень даже ничего. К тому же компактные размеры мотора даже при продольном расположении позволили минимизировать свесы кузова, а щедрая прибавка к колесной базе и колее помогли скроить весьма просторный интерьер. При длине чуть больше четырех метров 124-й получил широкие боковые двери и, что важнее, вполне вместительный для четверых взрослых салон. Небольшие колесные ниши одновременно облегчили посадку и добавили пространства в ногах сидящих спереди. Сравнительно крупный объем багажника обеспечило вертикальное расположение 36-литрового бензобака и запасного колеса.
Удачное сочетание высокой плавности хода и достаточно острой управляемости — заслуга пружинной задней подвески с реактивной трубой. Для середины 60-х — отнюдь не выбор по умолчанию, да и прежние модели «Фиата» довольствовались рессорами. Отметим также дисковые тормоза по кругу и удачный, лаконичный и чистый, дизайн, разработанный специалистами центра стиля FIAT. Иными словами, задумывавшаяся как бюджетная модель на старой платформе, 124-й по факту получился созданной чуть ли не с чистого листа машиной. Если не считать передних фар от модели 850 и коробки передач от Fiat 1300, во всем остальном автомобиль оказался совершенно новым. Да, новичок был заднеприводным, но для надежности это даже неплохо. Ведь ресурс тех же ШРУСов в ту пору заметно уступал нынешним показателям.
Аккуратный и миловидный седан впервые представили на Женевском автосалоне в марте 1966-го, а спустя некоторое время жюри конкурса «Европейский автомобиль года» присудило 124-му первый приз. Впрочем, главная победа машины датируется другим числом — 15 августа 1966 года. Именно в тот день Министерство внешней торговли CCCР и FIAT подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки автомобиля и сборочного предприятия в Тольятти. Надо ли говорить, что автомобилем этим в конце концов стал ВАЗ-2101, в основу которого легла, доработанная с учётом отечественных условий эксплуатации, конструкция Fiat 124.
Fiat 124 стал одним из самых популярных в мире лицензионных автомобилей. В списке его ближайших родственников отнюдь не только «Жигули»...
Производные версии базовых моделей Fiat 124 продержались на конвейерах разных автопроизводителей более 40 лет. При этом объем автомобилей, выпущенных ими за данный период, по приближенным оценкам составил порядка 20 миллионов экземпляров. Таким образом, ряд эффективных технических решений и мер по устранению недоработок, реализованных инженерами компании на этапах совершенствования базового автомобиля, позволили FIAT создать одну из самых успешных и массовых конструкций в истории мирового автомобилестроения.