Pokazuha.ru
Автор: Корвин
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1309935

Краткая история "Катюши"
Картинки > Фотографии > Великая Отечественная Война


В этом месяце исполнилось 75 лет первого боевого применения системы залпового огня БМ-13, получившей в войсках, а потом и в народе прозвище "Катюша".
За этим популярным и результативным оружием не стоит "громкая" фамилия изобретателя, как Кошкин в танкостроении, Туполев, Лавочкин и Яковлев в авиации, Калашников - в стрелковом оружии. Да и само оружие - результат не столько какой-то прорывной идеи, сколько сложной эволюции. Началось все в 1921 году, когда в петроградской ГДЛ - Газодинамической Лаборатории - заинтересовались ракетами на бездымном порохе. К началу 1930-х большая группа инженеров - Б.С.Петропавловский, Г.Э.Лангемак, В.А.Артемьев, Е.С.Петров, И.Т. Клеймёнов - разработала первые реально летающие образцы таких ракет. В 1937 году был принят на вооружение ВВС Красной Армии первый образец такой ракеты - авиационная РС-82 (Реактивный снаряд калибра 82 мм). Два года спустя, в 1939 году на Халхин-Голе советская авиация с успехом применила эти ракеты для ударов по наземным целям и даже в воздушных боях. Во время войны этими ракетами оснащали наш знаменитый штурмовик Ил-2, подвешивали их и на истребители, реже - на бомбардировщики.
В это же время другая группа инженеров - И.И.Гвай, В.Н.Галковский, Р.И.Попов и др. - разработала многозарядную наземную установку на базе грузового автомобиля (БМ-13) и 132-мм снаряд для неё (РС-132). В опытных образцах базой была "трехтонка" ЗиС-5, но при серийном выпуске стандартом стал более проходимый грузовик ЗиС-6 с колесной формулой 6*4. Впрочем, в ходе войны установки БМ-13 на чем только не монтировали - на легком танке Т-60, на артиллерийском тягаче "Комсомолец" и, конечно, на знаменитом "студере" - американском грузовике Studebaker US6. Именно он стал стандартом для установки БМ-13 во второй половине войны. Тогда же была разработана гораздо более мощная установка БМ-31.