Pokazuha.ru
Автор: Шесть девять
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1320300

РАЗВЕДКА БОЕМ
Разное



Мой дед Лука во время войны проходил службу в 318 стрелковом полку 241 стрелковой дивизии. Не многим кто попадал в пехоту повезло остаться живым и трудоспособным, моему деду повезло он был ранен, вернулся домой ,работал прожил ещё пару десятков лет , но я его не застал, родился позже. Про войну мне ни кто не рассказывал, о том, что дед воевал и был ранен в Прикарпатье я узнал от отца. Мне конечно было интересно узнать где воевал дед , в каком подразделении , где получил ранение. С села от куда был призван дед в живых остались только двое. На момент призыва в РККА у дедушки было трое детей.
Дед получил ранение 15 мая 1944 года возле села Незвиско, Городенсковского р-на, Ивано-Франковской области , так как 318 сп 241 сд в это время находился именно на этом рубеже обороны.
Имеется воспоминания - рукопись комбата 1 батальона 318 полка Коростина Б.А.в котором он описывает эпизод войны, разведку боем. Это реальный бой подтвержденный журналом боевых действий, оперативными и боевыми донесениями 318сп и 241 сд . Дед уже не участвовал в этом бою из за ранения , в этом бою участвовали его боевые товарищи, его односельчане которые не вернулись с войны.
РАЗВЕДКА БОЕМ
10.06.44г с наступлением темноты 1сб 318сп покинул занимаемый рубеж обороны, в траншеи привели солдат другой части. Батальон отвели на восток, где в корпусных тылах заняли уже готовые окопы.
После небольшого отдыха роты батальона обучали ходить строем, развёртываться в цепь, перебегали, переползали, бросались в учебные атаки, на высоту, которую так и окрестили «Круглой», рыли три ряда неглубоких траншей. Потом сапёры натянули перед ними колючую проволоку в три кола; получилась полная имитация немецкой обороны, совсем такой, как под Незвиской и Герасимовом.
Неподалёку, тоже в окопах, располагалась отдельная армейская штрафная рота (ОАШР). Сначала она обучалась самостоятельно, ещё более усиленно, чем мы, потом с батальоном, и всем стало ясно: действовать придётся вместе.
Наконец, боевая подготовка закончилась. Рота достигла такого совершенства, что комбат и другое начальство стояли, зажмурившись, и не слышали, как в абсолютной предрассветной тишине мимо них переползали по-пластунски все шестьсот солдат батальона и штрафной роты.
20 июня в присутствии п-ка Кохановского и ком. 318 сп п-ка Сикорского были разыграны тактические учения с боевой стрельбой по «взятию» имитированной фашистской обороны, и вечером батальон вернулся в свои прежние окопы на переднем крае.
Весь другой день комбат уточнял цели с командирами подразделений, а в ночь на 22 июня отдал боевой приказ на разведку боем для вскрытия огневой системы противника и захвата контрольных пленных.
Страшное это дело – разведка боем! В кармане остаётся только личный знак, даже материнские письма сдают на хранение старшине.
На рассвете, ровно в третью годовщину войны, наступающие накопились на рубеже атаки. Артиллерия обрушилась на фланги и наблюдательные пункты фашистов, цепи встали, дружно бросились на штурм и, несмотря на плотный огонь врага, взяли первую траншею, вторую… Выполнили задачу по захвату пленных и под прикрытием той же артиллерии вернулись в свои окопы. Примерно таким скупым, бесстрастным языком говорилось в оперативной сводке о событиях того дня. А на самом деле…
. По всей видимости, разведка боем 22 июня 1944г. да ещё в 4 часа утра была выбрана не случайно, можно было выбрать любой другой день ,но выбрали именно этот. Сначала штрафная рота, а за ней две роты стрелково-штурмового батальона вылезли на бруствер и бесшумно поползли к немецким траншеям. Сапёры уже проделали проходы на минном поле, в проволочных заграждениях противника, и для ориентировки протянули к ним белые линии из бинтов. Третья рота осталась в резерве, готовая каждую минуту тоже ринуться вперёд.
После боя уцелевшие штрафники рассказывали:
-Когда мы кинулись в атаку, между вражескими траншеями всё перепуталось. Бывшие немецкие холуи из разных взводов сбежались к Коваленко, и он вдруг закричал:
-Рота, слушай мою команду…
-Отставить! – перебил его властный голос старшего лейтенанта Лупандина .
- Рота, по предателям Родины – огонь!
-Бей офицеров! – опять выкрикнул бывший полицай и выстрелил в Лупандина, но пуля скользнула мимо. А вот два взводных лейтенанта упали.
-От неожиданности мы оторопели, - продолжали штрафники. – Первыми опомнились Гришка Чванов и Лёнька Ивкин.
-Лупи немецких овчарок! – закричали они и ударили по группе Коваленко.
Отстреливаясь, группа пыталась бежать во вторую немецкую траншею, там поняли её маневр и даже перестали стрелять. Но старший лейтенант с ручным пулемётом обогнал перебежчиков слева и длинной очередью прижал их к земле.
Через минуту с ними было покончено. Хоть и дорогой ценой, но Лупандин привёл подразделение в прежний боевой порядок, и при поддержке штурмовых рот бойцы ринулись дальше. Когда же в завершении операции по сигналу ракеты старший лейтенант дал приказ отходить, случилось то, чего никто не ожидал. Из канавы приподнялся тяжело раненый Коваленко и выстрелил в спину командиру. Полицая добили, а Лупандина вынесли на плащпалатке и потом похоронили у села Олиево-Королевка…
…В тот день вторая рота двигалась за левым флангом штрафников. Когда у них произошло замешательство, вызванное предательством Коваленко, девятнадцатилетний коммунист лейтенант Нехорошев смело бросился вперёд, увлёк за собой бойцов и опрокинул, погнал фашистов. Он поддержал своего земляка Лупандина, обеспечил первой роте захват контрольных пленных, но на пути к третьей траншее был тяжело ранен разрывной пулей и потом умер на руках медсанбатовского врача. Последним его словом было «мама»…
На войне по-всякому бывало. бойцы сражались не только с явными врагами в мундирах немецкого вермахта. Были враги ещё более коварные, скрытые, предатели всех мастей и окрасок. В борьбе с ними и погиб молодой коммунист старший лейтенант Яков Михайлович Лупандин, а вместе с ним два лейтенанта…
Украинец Иван Добрыйвечер ( сложно поверить в реальность фамилии, но это фамилия выбита на монументе братской могилы где покоится герой), связной и боевой друг младшего лейтенанта таджика Ананиязова. Когда их взвод подполз к вражеской траншее, внезапно обнаружилось, что устроенный сапёрами проход в проволочном заграждении закрыт рогатками. А в небо уже взлетела сигнальная ракета, призывавшая к атаке, времени на расчистку не оставалось, и младший лейтенант скомандовал:
-Взвод, по одному, через меня, бегом – вперёд!
Он поднялся, рывком бросился на колючую рогатку и повис, прошитый пулемётной очередью. А рядом на проволоке распластался верный друг – Добрыйвечер, и солдаты, словно играя в смертельную чехарду, прыгали через их тела туда, где захлёбывался пулемёт.
Во имя выполнения боевой задачи Иван по примеру командира пожертвовал собой и вместе с младшим лейтенантом обеспечил взводу продвижение вперёд.
Здесь обрели вечный приют Владимир и Степан Донцовы. Из их расчёта ранило двух бойцов, братья перетащили тяжёлый пулемёт на новую позицию, - они заметили скопление фашистов, готовивших контратаку, и разогнали их фланговым огнём. Но и фашисты заметили смельчаков. Пулемёт разбили, Степана ранили. Когда сержант Владимир Донцов выносил с поля боя старшего брата, обоих накрыла вражеская мина.
Орфография и пунктуация сохранена.
+ Копия боевого донесения № 0209 от 22.06.44г. штаполка 318
Полк силой 1 сб и штрафной роты в ночь на 22.6.44г. вёл наступательный бой с целью разведкой с боем овладеть выстой «Круглая», взять пленного и уточнить систему обороны и огня противника. В 2.30 1 ср с рубежа траншей 1/332 сп., штрафная рота с рубежа траншей левого фланга 1\332 сп и правого фланга 8ср 3сб, и 2ср 1сб с рубежа траншей 8ср 3сб, начали бесшумно ползком продвигаться в направлении траншей противника на выс. «Круглая»! После выдвижения с исходного положения 1ср на её место (в траншеи 1\332сп) выдвинулась 3ср 1сб.
В 4.30 утра подразделения незамеченными достигли траншей противника.(2ср1сб в достижении рубежа траншей, несколько опоздала). В это же время наша артиллерия открыла огонь по противнику. Часть подразделений через проделанные проходы в проволочном заграждении противника, неся большие потери от сильных огневых налётов артиллерии и миномётов, сильного пулемётного огня противника из траншеи на высоте «Круглая» и особенно из района высоты 317.0 , ворвались в траншею противника и завязали бой в траншее. Штрафная рота после овладения траншеей в ближнем бою автоматно-пулемётным огнем и гранатами противником были выбиты из траншей и в последующих двух попытках овладеть траншей противника успеха не имела, вынуждена была залечь перед проволочным заграждением противника.
Другие подразделения частью также достигли траншей противника, частью там где натолкнулись на проволочное заграждение и минное поле противника, неся большие потери от арт. миномётного и пулемётного огня противника, вынуждены были залечь перед проволочным заграждением противника и начали закрепляться на достигнутом рубеже.
При атаке противник усиленно забрасывал гранатами боевые порядки атакующих +++++++ полка.
В 6.00,во исполнения приказания штадива, подразделения начали отход в исходное положение, оставив для прикрытия один станковый и один ручной пулемёт на сев.зап. опушке рощи «Малая».
К 9.30 подразделения возвратились в исходное положение.
1 сб выводится и занимает рубеж обороны на прежнем участке.
Эвакуация раненых и убитых, несмотря на интенсивный снайперский огонь противника, в основном заканчивается.
Наши потери : по предварительным данным – убито 20 человек, ранено 100 человек.
Уничтожено 3 пулемёта и один ДЗОТ противника.
Установлено что в 5-10 метрах от траншей пр-ка – минное поле (противопехотное),рядом ближе к нам проволочное заграждение.
Нами взят в плен один солдат противника……
+Оперсводка №172 штадив 241сд 22.6.44г.
В ночьна 22.6. с/г. 318сп повел разведку боем силой 1сби штравной ротой задачей овладеть выс.«Круглой». Взять контрольного пленного, уточнить систему обороны и огня противника. В течении ночи сапёрами проделано 7 проходов в проволочном заграждении и минном поле к траншеям противника. В 2.30 1сб 318 сп и штрафная рота вышли с исходного положения и в 3.30 заняли рубеж для атаки совершенно незаметно для противника. В 4.00 артиллерия сделала огневой налёт, пехота пошла в атаку. Ворвавшись в траншеи, где завязался гранатный бой. Одновременно открыли огонь 4 миномётных батареи и две батареи 105 мм и 3 пулемёта из района Гарасымув, в результате чего пехота была выбита из траншеи и отброшена к проволоке.
Совместно действоваший взвод див.разведки красноармейцами ТАТОРЕНКО и КОЗАРЕВЫМ в траншеях взят пленный, принадлежащий 7р.1пп1пд. В 7.30 противник подбросил свой резерв до роты пехоты в первую траншею. 8.30 батальон по приказу командира был отведён в исходное положение. По уточненным данным наши понесли потери убитыми и ранеными 100 чел.
Противник…При обнаружении боевых порядков 1 сб 318 сп и штрафной роты после артиллерийского-миномётного огневого налёта повёл сильный ружейно-пулемётный и арт. миномётный огонь по действующим подразделениям и особенно сильный фланкирующий огонь с выс. 317.0.
Потери нанесённые противнику – убито и ранено до 50 чел.
Уничтожено 3 пулемёта, один ДЗОТ противника.
+Боевое донесение № 0100, штадив 241 сд 22.6.44г.
….. В траншеях был взят пленный 7р.1пп, который показал , что в связи с третьей годовщиной войны, они были предупреждены о возможном наступлении Красной Армии. Несмотря на это была достигнута полная внезапность, до моменты атаки противник пехоту не обнаруживал.
Причиной неуспеха является:
а/ Не была подавлена огневая система противника.
б/ До 80% офицерского состава вышло из строя, что безусловно снизило наступательный порыв.
в/ Особая настороженность противника в связи с третьей годовщиной войны.
+ Сведения о потерял личного состава 318 сп и 582 оашр ( отдельная армейская штрафная рота) за 22.06.44г исх. №0246/4 от 24.6.44 - 194 человека из них 110 ранено,60 убито , 24 пропало без вести .
+ Копия итогового боевого донесение № 0212 от 23.06.44
Противник…… в течении дня 22.6.44г. вел интенсивны прицельный огонь который затруднял эвакуацию раненых.
…… В течении ночи производилась эвакуация раненых и убитых разведки боем 1 сб и вынос потерянного оружия. Вынесено 2 раненых, 4 винтовки, 2 каски. Выведены с нейтральной зоны 4 бойца штрафной роты.
+ Воспоминания Коростина Б.А. …. В тот день из шестисот наступавших солдат и офицеров остались невредимыми только двести пятьдесят, остальные получили ранения или полегли на поле брани…
После разведки боем мы ещё двое суток находились в окопах, постепенно приходя в себя. По ночам разведчики выносили с «нейтральной» полосы оружие, а санитары - раненых и убитых. Немцы тоже рыскали по полю; санинструктор Волошин говорил:
-Они, подлецы, что делают? Устраивают засаду и стонут; мы туда ползём, а они стреляют!
У Антимонова в пулемётной роте был рядовой, коммунист Иван Халявко. Ещё в марте он с батальоном освобождал своё родное село в Винницкой области, с разрешения начальства забрал из дому двух братьев, и они втроём составили расчёт станкового пулемёта. В разведке боем братья получили ранения, в итоге Иван ночью очнулся на «ничейной» полосе один и тоже поддался обманным стонам немцев.
-Братки, - приглушённо позвал он, - ползите сюда, здесь глубокая воронка!
И немцы поползли. Но, разобравшись в их вероломстве, Халявко в короткой схватке расправился с двумя фашистами и уж потом не подпускал к себе никого, так что снимать с позиции отважного пулемётчика пришлось самому командиру взвода лейтенанту Махнаткину.
Считалось, что после разведки боем штрафники искупили свою вину перед Родиной, остатки отдельной армейской роты были переданы в батальон.
+ Боевое донесение № 0213 от 24.6.44г. - За ночь с 23 на 24.6.44г. с нейтральной полосы трофейной командой вынесено сапёрных лопаток – 7 шт, автоматов – 1 шт, погибших – 7 чел, эвакуировано раненых – 1, выведено здоровых кр-цев – 3 чел.
+ Итоговое боевое донесение № 0215 от 24.06.44 - ночью с 24 на 25.6.44г. в районе нейтральной зоны перед рубежом обороны занимаемым ранее 3сб, работала трофейная и похоронная команда с задачей эвакуации раненых и убитых во время разведки боем и подбора оружия.
Результат работы: - ничего не обнаружено.
24.06.44г 318 стрелковый полк сдал свой участок обороны возле сёл Незвиско и Герасимов новой части, и в составе 241 сд продолжил воевать с захватчиками, впереди его ожидало наступление и кровопролитные бои…
Во всех боях под Незвиской и Герасимовом сражалось более семидесяти войсковых частей. 614 солдат и офицеров, собранных из полевых могил, захоронены в Незвиске, и над их братской могилой через 26 лет после окончания войны был установлен величественный монумент. На мраморных досках высечены, словно поротно, списки, имена героев, среди которых немало участников разведки боем. ( дата смерти 22.06.44г в списке 35 бойцов)
Перед монументом Вечной Славы днём и ночью горит огонь, зажжённый в память погибших освободителей Незвиски и Герасимова. Но ещё много безвестных, не отысканных могил разбросано по скатам высот Круглой, Белой, в ржаных полях у хутора Герасимова, где в начале лета небывало полыхают огненные маки. А они цветут, по местному поверью, как раз в тех местах, где в борьбе с врагами пролилась кровь защитников Отечества.