Pokazuha.ru
Автор: vzhbt
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1328416

«Союз-…» без номера или как советские космонавты выжили, упав из космоса.
Разное > Люди


Официальная история пилотируемых полётов в космос гласит — космический корабль «Союз-18» стартовал 24 мая 1975 года с космодрома Байконур с экипажем в составе Петра Климука и Виталия Севастьянова. Корабль успешно состыковался со станцией «Салют-4», на которой экипаж отработал два месяца. 26 июля того же года космонавты вернулись на Землю.
В этих словах нет ни слова лжи, однако и правда не вся. Дело в том, что корабль Климука и Севастьянова для посвящённых имел несколько иное название — «Союз-18 В». О том, что случилось с «Союзом-18 А», или, иначе, «Союзом-18-1», специалистам космической отрасли распространяться не рекомендовалось. Между тем, полёт этого корабля является одной из самых драматичных страниц отечественной космонавтики, а его экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому. Командиром корабля «Союз-18-1» являлся Василий Лазарев, а бортинженером Олег Макаров. Подготовка эта шла в тяжёлой обстановке. Пилотируемая программа СССР была прервана после гибели экипажа корабля «Союз-11» из-за разгерметизации при возвращении на Землю. Станция «Салют-2», куда должны были лететь Лазарев и Макаров, вышла из строя, и программа полётов вновь была пересмотрена. Серия неудач подорвала уверенность советских специалистов. Новый «Союз-12» проверяли многократно, для экипажа были разработаны новые скафандры, призванные исключить повторение трагедии «Союза-11».
И всё-таки, как ни проверяй, как ни старайся исключить неожиданности, а всего на Земле учесть нельзя. Экипажу «Союза-12» в известном смысле предстояло вновь сделать то, что сделал Гагарин, — открыть другим дорогу в космос. Эту миссию возложили на Василия Лазарева и Олега Макарова. 27 сентября 1973 года «Союз-12» с Лазаревым и Макаровым успешно стартовал с космодрома Байконур. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды и завершился благополучно. Конструкторы выдохнули — пилотируемая программа спасена! Лазарев и Макаров стали Героями Советского Союза, после чего стали готовиться к новому космическому полёту — на сей раз на орбитальную станцию «Салют-4».
В январе 1975 года Лазарев и Макаров были дублёрами экипажа «Союза-17» — Алексея Губарева и Георгия Гречко. По установившейся традиции, дублёры отправляются в космос следующими.
Старт «Союза-18» был назначен на 5 апреля 1975 года. В отличие от полёта на «Союзе-12», специалистам этот запуск экстраординарным не казался — ведь те же Губарев и Гречко благополучно добрались до станции, полностью отработали программу полёта и успешно вернулись. 5 апреля тоже всё начиналось благополучно. Традиционные предполётные процедуры, посадка экипажа в корабль, старт... Ракета, как и положено, в 11:04 уносит «Союз-18» в небо. Всё шло нормально, в положенный срок отделилась первая ступень, затем в расчётном режиме произошёл сброс головного обтекателя. На 261-й секунде полёта должно было произойти отделение второй ступени, однако вместо этого ракету стало ощутимо раскачивать, причём амплитуда увеличивалась. Очень быстро стало ясно — носитель, не донеся космонавтов до расчётной орбиты, отказал. Сработала аварийная система, отстрелившая возвращаемый аппарат.
Произошло это на высоте чуть менее 200 километров, то есть де-факто уже в космосе. При этом аварийный спуск происходил в неуправляемом режиме. Проще говоря, спускаемый аппарат «Союза-18» падал из космоса. "Это произошло 5 апреля 1975 года. После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости - около 8 километров в секунду, не запустились. Тогда впервые в истории космонавтики сработала система аварийного спасения экипажа - САС. Был сброшен головной обтекатель, произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров", - пишет Аксенов.

По его словам, авария ракеты на такой высоте приводит к самому сложному спуску с опасной для человеческой жизни перегрузкой около 19 g. Это означает, что вес тела космонавта увеличивается в 19 раз. Такие значения перегрузки вызваны тем, что космический корабль, набрав только половину от заданной скорости, начинает неожиданно спускаться вниз по очень крутой баллистической траектории, буквально "зарываясь" в атмосферу. Для снижения этой критической перегрузки конструкторами был предусмотрен специальный режим, получивший название Kmax, при котором двигатели ориентации спускаемого аппарата должны были удерживать его в наиболее выгодном баллистическом положении и снизить перегрузку примерно на 2 g, то есть с 19-ти кратной до 17-ти кратной. "Но, как это бывает в реальных условиях, автоматика сработала в прямо противоположном режиме: вместо снижения перегрузки она выросла на 2 g, и космонавты получили при спуске перегрузку в 21,3 g. Это пиковое значение, что, вероятно, и помогло экипажу выжить в этих невероятных условиях", - констатирует Аксенов. Для примера, при отборе в отряд космонавтов во время вращения на центрифуге допускается максимальная 20-секундная перегрузка в 10 g. У Лазарева и Макарова была зафиксирована кратковременная остановка сердца и непродолжительная потеря зрения. Но когда «Союз-18» летел к Земле, на его экипаж навалились перегрузки в 20g. Какой величины тяжесть, давившая на космонавтов, достигла на пике, точно не известно. Василий Лазарев рассказывал, что специалисты, разбирая телеметрию, отметили, что на несколько секунд она выросла до безумных 26g. В этот момент у космонавтов отказало зрение, и была зафиксирована остановка сердца.
В себя космонавты пришли тогда, когда сработала парашютная система. Тренированные организмы выдержали немыслимые перегрузки, хотя продлись они чуть дольше, и выжить экипажу «Союза-18» было бы не суждено. Спускаемая капсула "Союза" приземлилась в Алтае в труднодоступной заснеженной местности на высоте около 1200 метров на обрывистом склоне горы под названием Теремок-3, зацепившись одной стренгой парашюта за большое дерево в двух метрах от пропасти. Космонавты второй раз избежали смерти – падения в горную пропасть.
Лазарев и Макаров смогли самостоятельно эвакуироваться из спускаемой капсулы, сняли скафандры, переоделись в теплозащитные костюмы ТЗК-10 и на отколовшемся от аппарата куске теплозащиты разожгли костер. Оба были подняты на борт вертолета только на следующий день с угрозой для жизни самих спасателей – настолько сложными были условия местности. Сам «прыжок в космос» занял чуть больше 4 минут, а вместе с посадкой весь полёт продлился меньше 22 минут. Но приключения экипажа продолжались. Дело в том, что аварийная посадка при отказе второй ступени ориентировочно должна была произойти на Алтае, либо, если не повезёт, в Китае, отношения с которым у СССР тогда были весьма непростые. В случае отказа третьей ступени космонавтов ожидало купание в океане. В месте посадки лежал густой снег, температура была минус 7, и космонавтам необходимо было выживать в прямом смысле этого слова. Подступиться к Лазареву и Макарову у спасателей не получалось. Первым, кто к ним добрался, оказался геолог, который высадился с вертолёта геологической партии. Однако поднять космонавтов наверх вертолётчик не смог. Штатная спасательная партия, штурмуя Теремок-3, угодила под лавину, и уже их пришлось спасать — к счастью, обошлось без жертв. На следующий день одному из вертолётов ВВС, не входивших в официальную спасательную группу, удалось на свой страх и риск поднять космонавтов и геолога и эвакуировать их в безопасный район.