Pokazuha.ru
Автор: вуглускр
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1346002

Закурю я папиросу... Часть 2-я.
Картинки > Разное


Марки папирос.

В дореволюционной России каждая фабрика имела свои папиросные марки, обычно обладавшие «социальной принадлежностью». Но в некоторых случаях под одной маркой выпускались папиросы разных сортов. Так, фабрика «Лаферм» выпускала папиросы «Зефир» пяти сортов. Эта практика была продолжена некоторыми производителями и после 1917 года. Например, Донская государственная табачная фабрика в Ростове-на-Дону (ранее «В. Асмолова», сейчас «Донской табак») в 1925 году выпустила папиросы «Наша марка» четырех сортов. Однако выпуск папирос разных сортов под одной маркой был не характерен, а вот практика выпуска каждой фабрикой только «своих» папирос держалась еще долго.

В 1948 году вышел новый государственный стандарт на папиросы. Было принято и решение о сокращении наименований папирос, выпускавшихся в стране. «Фирменных» марок оставалось немного, больше стало продукции массового производства, одна марка стала выпускаться разными фабриками. Но завзятые курильщики тонко отличали вкус папирос, отдавая предпочтение типовым маркам конкретных производителей. Папиросы «Герцеговина Флор» начали производиться на табачной фабрике С. Габая до начала Первой мировой войны, скорее всего, в 1912 году.

Одновременно с ними стали выпускаться папиросы «Ява», на изготовление которых шел высококачественный табак, привезенный с одноименного острова. И те и другие «пережили» октябрь 1917 года, в начале 1920-х были удостоены знаменитых рекламных слоганов Маяковского, а в 1925-м — серебряной медали на выставке в Париже. Спустя десять лет после начала выпуска папирос «Ява» фабрика, имевшая к началу 1920-х наименование «государственная № 2», сама стала называться «Явой». И «Герцеговина Флор», и «Ява» относились к самому высокому сортовому сегменту, выпускались долго, но исчезли в разное время. «Ява» — в 1960-е годы, сдавшись натиску набиравших популярность одноименных сигарет. А последняя партия «Герцеговины Флор» была выпущена в 1995 году. К сожалению, не удалось выяснить, кто же был автором этикеток на коробках «Явы» и «Герцеговины Флор». Вполне вероятно, что это был один и тот же художник, ведь в их оформлении очень много общего. Одни и те же «благородные» цвета: черное, зеленое и золото. Схожий минималистский облик: лишь название и товарный знак.

Зато называются несколько «авторов» этикетки папирос «Казбек», среди них: Роберт Граббе, Александр Зеленский, Мечислав Доброковский, Гази-Магомед Даурбеков и некий Хохов, о котором говорится только то, что он жил во Владикавказе. Между тем двух последних из «претендентов на авторство», пожалуй, стоит исключить. Ведь давно замечено, что гора, изображенная на упаковке папирос, не слишком похожа на реальный Казбек. Художники, жившие в городе, с улиц которого в ясную погоду хорошо видна вершина Казбека, наверняка изобразили бы ее точнее. Зеленский еще до 1917-го занимался рекламными плакатами табачных изделий, с 1922 по 1929 год был главным художником Ленинградского государственного табачного треста, где работал и над плакатами табачной тематики, и над этикетками табачных изделий. В 1929 году переехал в Москву. В столице продолжал работать над рекламными плакатами пищевых продуктов, но никаких сведений о «табачной теме» в его творчестве того времени не найдено. Доброковский в 1920–1930-е годы сотрудничал с газетой «Советский горец», для нее якобы и создал рисунок всадника, который затем «прискакал» на этикетку «Казбека». Примерно так же звучит рассказ и об авторстве Граббе. Этот график был детским приятелем поэта Эдуарда Багрицкого (тогда еще Дзюбина), оформлял сборник его стихов («Юго-Запад», издательство «ЗИФ», 1930 год), на титульном листе которого якобы впервые был представлен будущий «казбековский» горец-всадник. На самом деле всадник, изображенный там (действительно работы Р. Грабе), ничего общего, кроме манеры исполнения, с рисунком на пачке «Казбека» не имеет.

В общем, легенд о «Казбеке» ходило много, некоторые из них живут до сих пор. Например, гласящая о том, что сам Сталин лично утверждал рисунок на коробке. При большом количестве легенд не существует и более или менее точной даты появления «Казбека». Ясно лишь, что папиросы начали выпускаться на фабрике «Ява» в 1930-е годы, но не позднее 1936-го. Прекратила же «Ява» их выпуск в середине 1990-х. Так же обобщенно, но в более узком интервале — вторая половина 1930-х годов —называется и дата создания другой популярной марки папирос, «Беломорканала». Впервые эти папиросы появились на фабрике имени Урицкого, и якобы «придумал» их мастер Иониди. Трудно сказать, что понимается под словом «придумал», видимо, создал рецептуру мешки. Автором рисунка на пачке называют художника Андрея Тараканова, сотрудничавшего с Ленинградским табачным трестом и рисовавшего, в частности, макеты этикеток для табачных изделий. Были ли эти люди авторами папирос и этикетки, утверждать сложно, но первоначально рисунок на пачке был несколько иным, чем тот, к которому все привыкли.

По сути, это была «агитка», выпущенная грандиозным тиражом и демонстрирующая одно из первых советских достижений. На несколько условно изображенной карте Европы, Северной Африки и части Азии кроме Беломорско-Балтийского (до 1961 года — имени Сталина) были изображены Суэцкий и Кильский каналы. И любой человек, взявший пачку в руки, мог убедиться наглядно, насколько российский канал длиннее остальных. Стоит отметить, что пачка-агитка — это не советское изобретение.

Пачки, прославляющие что-либо, выпускались и ранее. Например, силуэт героического крейсера стал известен всей России благодаря его изображению на пачке папирос, выпущенных фабрикой «Лаферм». Пачка «Беломора» в своем первоначальном виде прекратила существование не ранее 1952-го — года окончания строительства Волго-Донского канала. Рисунок приобрел привычный вид и теперь демонстрировал лишь достижения советского каналостроения. В 1990-е в облике пачки (правда, не всех производителей) произошли последние, соответствующие политическим, изменения — исчезла граница СССР. «Беломорканал» — единственные папиросы, которые выпускаются и сегодня, причем несколькими производителями. Более дешевые марки папирос — это «Север» и «Прибой». Про первые говорят, что это вроде бы старые папиросы «Норд», у которых изменили название. Вполне возможно, что это правда: «Норд» исчезли, а «Север» появились в конце 1940-х, в период, когда шла борьба с низкопоклонничеством перед Западом. Папиросы «Прибой» возникли во второй половине 1950-х, придя на смену аналогичным по цене и качеству папиросам «Бокс», выпускавшимся с 1920-х годов.

Предстоящий финал.

Папиросы прекращают свое полуторавековое существование, на смену им приходят сигареты. В начале XXI века только 4% российских курильщиков «смолили» папиросы. Вероятно, сейчас этот процент еще ниже. Скоро о папиросах можно будет лишь прочитать в книгах или услышать от пожилых людей.

Существует распространенное мнение, что сигареты появились в нашей стране после Великой Отечественной войны. Это не так. Первые сигареты стали выпускаться в СССР в 1926 году на Ленинградской 3-й табачной фабрике им. Троцкого (ранее — «А.Н. Шапошников», позже — имени Клары Цеткин, сейчас — «Нево Табак»), однако до войны популярностью не пользовались. По-настоящему сигареты, трофейные или поступавшие от союзников, советские курильщики распробовали именно в годы боев. После войны они стали выпускаться активнее, первоначально на оборудовании, вывозимом из Германии. Сперва сигареты не могли составить достойной конкуренции папиросам, но с 1960-х все активнее начали вытеснять изделия с мундштуком. Например, если в 1950 году в нашей стране выпускалось 62 наименования папирос и 22 наименования сигарет, то 1983-м — только 39 наименований папирос против 140 наименований сигарет с фильтром и 22 — без фильтра.

Папиросы могли со временем исчезнуть постепенно, но не так скоро и не так резко. Причины же предстоящего окончательного прекращения выпуска «национального табачного изделия» видятся в следующем. Во-первых, к 1990-м годам оборудование, выпускавшее папиросы, значительно износилось. Оно было исключительно отечественным. Между тем российское машиностроение, переживавшее, мягко говоря, не лучшие времена, не могло восполнить потребность табачников. Сейчас бывшие традиционные производители табачного оборудования выпускают другие машины. Во-вторых, некоторые производители стали гнать «халтуру», снижая качество продукции, например, заменяя традиционно входящую в состав мешки некоторых марок махорку на отходы сигарного табака. Вкус изделий изменился, что заставило многих курильщиков перейти на сигареты. В-третьих, иностранный капитал, активно входивший в отечественную табачную промышленность, рьяно рекламировал «интернациональные» сигареты, а не русские папиросы, которые, как следствие, курить стало не престижно. Кроме того, прозвучал отголосок наркомании. Некоторые наркоманы употребляют зелье, набивая им гильзы от папирос. Поэтому курение папиросы стало вызывать нехорошие подозрения. И в конце концов — пришло время глобализации: в России должно быть, как везде, а нигде в мире папирос не курят.