Pokazuha.ru
Автор: BerLin968
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1347360

ОБЪЕКТ 760. Танк на воздушной подушке.
Картинки > Разное


В целях повышения проходимости гусеничных машин в СССР в 50-х работы разделились по двум направлениям. Работы по первому направлению предусматривали совершенствование конструкции трансмиссии и ходовой части и были связаны со снижением среднего давления на грунт (увеличение опорной поверхности гусениц и равномерное распределение давления по площади), с увеличением клиренса машины и плавной передачей крутящего момента двигателя на ведущие колеса за счет применения гидромеханических трансмиссий. Результат этих работ хорошо виден по опытному четырех-гусеничному Объекту 279.
О нем можно прочитать в здесь:

http://pokazuha.org/view/topic.cfm?key_or=1346320

Второе направление касалось создания машин на воздушной подушке. Все, что делалось ранее было разработано для движения по воде и в редком случаи для десантировании на суше. Для боевой машины задача была преодолевать труднопроходимые или недоступные участки на суше, а заодно и способность двигаться на воде.

Поскольку такими аппаратами в СССР еще не занимались, потребовалось, прежде всего, заново исследовать теоретические основы принципа движения аппаратов на воздушной подушке применительно к специальным боевым машинам и разработать принципы их конструирования. В то время не было никакого — ни теоретического, ни экспериментального — задела, от которого можно было бы отталкиваться. Поэтому Постановлениями к работе были привлечены ЦАГИ (аэродинамика), Центральный институт авиамоторостроения (ЦИАМ), НИИ двигателей и авиамоторные ОКБ, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, которым предстояло изготовить действующие экспериментальные макеты специальных боевых машин.
На ВНИИ-144 были возложены теоретическая и экспериментальная отработка навык принципов движения, обоснование тактико-технических требований на разработку специальной боевой машины (СБМ), а также координация темы в целом.

Конечной целью было создание действующих макетов разведывательно-авиадесантной СБМ весом 10-12 т, способной двигаться на воздушной подушке. Обозвали ее «ползолетом». Поскольку прицел был на малогабаритные машины, пришлось рассматривать использовать только высокие давления в воздушной подушке. Начали с изучения ее свойств и способов формирования, создали теорию и методы расчета подъемной силы и устойчивости СБМ.

Проекты стали принимать все более реалистическую и конкретную форму. В 1961 г. на челябинском тракторном заводе построен первый прототип Объект 760. Он представлял собой гусеничную машину массой 5,86 т, с камерной схемой образования воздушной подушки. Давление в ней на грунт было всего 330 кг/м2, а при движении только на гусеницах — 3500 кг/м2(!) Компоновка машины ориентировалась на предполагаемые формы СБМ, в частности, на ней уже установили соответствующие габаритные вооружения.
Машина имела классическую компоновку: отделение управления размещалось в носовой части (экипаж из трёх человек находился под прозрачными колпаками полусферической формы), в средней части располагалось боевое отделение («Объект 760» вооружался образцом 73-мм пушки 2А28 «Гром»), в задней части было помещено моторно-трансмиссионное отделение.

Ставка делалась на движение с частичной разгрузкой веса машины, при сохранении контакта гусеницы с грунтом. В этом случае решалась проблема управления и достигалась высокая проходимость. Испытания проводили в различных условиях, например — на мокром торфяном болоте глубиной торфа до 6 м, с отдельными плавунами.

Изделие 760 показало высокую проходимость и маневренность по сравнению с серийным плавающим танком Е1Т-76 (кстати, у него давление на грунт 4700-5000 кг/м2), в том числе по трассе, для того недоступной.
Срыва дернового покрова не происходило. Испытания на снежной целине также прошли успешно. На рыхлом снегу лишь образовывался след только в виде примятого верхнего слоя. Гоняли 760-ю и по воде.
Была разработана конструкция опрокидывающегося водяного винта с кольцевой насадкой. повышающей кпд, защищенность винта и улучшающей его работу вблизи поверхности.

Особое внимание уделялось боевым характеристикам создаваемых машин. Естественно, подбирались форма и конструкция корпуса, повышающие защищенность от огня противника. При испытании изделия 760 (камерная схема) на минных полях выяснилось, что при движении на режиме частичной разгрузки противотанковые мины не срабатывали ни под воздушной подушкой, ни под гусеницами.

Противопехотные мины взрывались только изредка при наезде непосредственно гусеницами, что было не страшно. Тогда отсутствовала даже в какой-либо мере разработанная теория физических полей аппаратов на воздушной подушке. Выяснилось, что и к неконтактным минам подушки вполне можно сделать неуязвимыми.

В 1963 году работы приближалась к своему финишу. Результаты были обсуждены на Второй научно-технической конференции по аэро-гидродинамике аппаратов на воздушной подушке», проводившейся в ЦАГИ 28 — 29 декабря 1963 г. К тому времени этой тематикой начали заниматься и корабелы. Тогда решили, что создание десантного корабля с выходом на берег на воздушной подушке более перспективно и все созданные теоретические, методические и конструкторские основы этого способа движения были переданы кораблестроителям.