Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1359338

Последние мгновения японского пикирующего бомбардировщика. 1945 год
Разное


Японский самолёт, угодивший под огонь зениток, оставляет за собой дымный «хвост» и падает в океан. Пилот, возможно, уже погиб; если же нет, то, может быть, он лишился сознания, что было бы милосерднее, чем сгореть заживо или утонуть. Есть отрывок из автобиографии члена экипажа британского бомбардировщика Второй мировой войны под названием “In for a Penny, in for a Pound”, что можно перевести как «Взялся за гуж, не говори, что не дюж». В нём говорится, что, если их подобьют, но они останутся живы и застрянут в горящем самолёте, их инструктировали припасть лицом к пламени и вдыхать его. Лёгкие выгорят от огня, от нехватки кислорода они потеряют сознание, и их смерть наступит быстрее и будет менее мучительной.

Пикирующие бомбардировщики, как явствует из названия, специализировались на нанесении бомбовых ударов при пикировании. Летя по пологой траектории, близкой к траектории бомбы, пикирующий бомбардировщик допускал меньше ошибок при заходе на цель. В результате в начале 1942 года хорошо обученный пилот мог поразить цель на 50% точнее, а точность лучших морских лётчиков японских авианосцев была на 80% лучше, чем точность лётчиков британского авианосца «Гермес» (Hermes) и крейсеров «Корнуолл» (Cornwall) и «Дорсетшир» (Dorsetshire). Это тем более наглядно показывает, как снизилось мастерство японских лётчиков к концу войны, когда уцелевшие пилоты поражали цели лишь в 10% случаев. В среднем за всю войну пикирующие бомбардировщики попадали по неподвижным целям размером с линкор в 20% случаев. Отчасти большой разброс в эффективности пикирующих бомбардировщиков можно объяснить важностью роли ведущего. Эскадрильи обеих враждующих сторон выходили на цель с задержкой от 20 до 30 секунд после ведущего. Если ведущий сбрасывал бомбы точно, то и ведомым было легче выйти на цель, и попадание было превосходным. В противном случае могла промахнуться вся эскадрилья.

Хотя пикирующие бомбардировщики разрабатывались изначально как средства точной доставки бомб, их способ атаки вдобавок затруднял работу ПВО. Начав пикирование, бомбардировщик становился почти недосягаемым для истребителя, которому очень трудно было выдержать такой же выход в пике и у которого не было воздушных тормозов, не позволявших промахнуться мимо цели.

Тяжёлые зенитные снаряды с приуроченным или гидростатическим взрывателем были почти бесполезны из-за чрезвычайной трудности оценки столь быстро менявшегося расстояния до цели. С другой стороны, пикирующие бомбардировщики были уязвимы для лёгкого зенитного огня, и лишь быстрый выход из пике после бомбёжки давал им некоторую защиту.

Пикирующие бомбардировщики наиболее широко применялись до и во время Второй мировой войны; в ходе войны их использование неуклонно снижалось, по мере того, как их уязвимость перед истребителями становилась всё более очевидной. После войны им на смену пришло сочетание улучшенных и автоматизированных прицелов для бомбометания, большая мощность бомб и даже ядерные боеголовки, которые резко снизили требования к точности попадания, и, наконец, высокоточное управляемое оружие, появившееся в 1960-х годах. Большинство тактических самолётов сегодня могут бомбить с неглубоким пике, не теряя цель из виду, но с началом реактивного века настоящие пикирующие бомбардировщики вымерли.