Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1361221

Давид Олер. Художник из Освенцима. Часть 2
Разное > Люди


Французский художник польско-еврейского происхождения, узник концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц) в годы Второй мировой войны. Давид родился в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Правда, есть сведения, что юноша учился не в самой Варшаве, а в Академии изобразительных искусств города Данциг, который до 1919 года принадлежал Германской империи, затем был вольным городом, а после второй мировой войны стал польским Гданьском. В Польше Олер жил до 16 лет, затем переехал в Германию, и ещё подростком выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина.

В 1920-е годы Олер переехал в Париж, вращался среди художников Монпарнаса, был причислен к «Парижской школе». Во Франции Давид сменил в документах свою фамилию на Олер, поэтому настоящая фамилия художника тоже неизвестна.
В Париже молодой художник начал работать в киноиндустрии, в качестве художника, декоратора, скульптора и архитектора он работал в Европейском союзе кинематографистов, а также некоторое время сотрудничал с филиалами в Европе кинокомпаний «Paramount Pictures», «Fox» и «Gaumont». Писал плакаты к фильмам, оформлял съемочные площадки, занимался дизайном. Увы, период 1930-х годов в творчестве художника совсем неизвестен. Многие исследователи его творчества пытались найти работы Олера 30-х годов, но, судя по всему, им удалось найти всего пару картин, написанных явно до войны.

В 1930 году Давид женился на парижской модистке Джульетте Вентура, молодая семья переехала во Францию, и вскоре в семье родился сын Александр. В 1937 году Олер получил французское гражданство, семья поселилась в городке Нуази-ле-Гран, но вскоре началась мировая война.

После нападения Германии на Польшу Франция вместе с Англией 3 сентября 1939 года объявили Германии войну. Художник был призван на военную службу. Он служил в составе 134-го пехотного полка в Лон-ле-Сонье. В начале 1940 года Олер был демобилизован и вернулся домой, а уже 10 мая 1940 года Германия начала наступление на саму Францию, 14 июня без всякого сопротивления Париж был сдан врагу. Две трети территории страны были оккупированы нацистскими войсками.

В это же время Олер был лишён французского гражданства из-за принятия Францией ряда антиеврейских законов. К 1940 году в стране насчитывалось около 150 тысяч французских граждан еврейского происхождения, только в 1930-е годы в страну переехали и получили гражданство свыше 30 000 человек, в основном выходцы из стран Восточной Европы. В июле 1940 года Министерство юстиции создало Совет по пересмотру гражданства, которое было выдано правительством после 1927 года. По решению этого Совета были лишены гражданства 15 000 человек. 3 октября 1940 года был принят «Статус евреев», по которому наряду с множеством запретов евреи не имели права работать и в киноиндустрии. Так Олер остался без работы. Кроме того, евреи в оккупированных зонах были обязаны носить на одежде звезду Давида и надпись «еврей».

20 февраля 1943 года, во время облавы на евреев, Давид Олер был арестован французской полицией в своем доме. По причине еврейского происхождения Олер был отправлен в концентрационный лагерь «Дранси» (Drancy). Еще в 1940 году оккупационные власти конфисковали комплекс зданий в пригороде Парижа, который сначала использовался, как полицейские казармы, а с 1941 года - в качестве транзитного пункта для временного содержания евреев и дальнейшей депортации из Франции и отправки в лагеря смерти. Историки пишут о том, что через Дранси было депортировано 65 тысяч евреев, 63 тысячи из них были убиты, включая 6 тысяч детей. Когда лагерь 17 августа 1944 года освободили союзники, они застали в живых две тысячи человек.

2 марта 1943 года Олера депортировали в Аушвиц (нам более привычно его название – Освенцим). В концлагере под номером 106 144 художник провёл почти два года.

Среди тысяч заключённых, прибывших с Олером в лагерь, он в составе ста человек был отобран в специальную «зондеркоманду», которая работала при крематории и газовых камерах Освенцима. Другими словами, эта группа заключённых была ответственна за извлечение трупов из газовых камер, загрузку их в печи и очистку крематориев от останков. Историки пишут, что первый крематорий в лагере начал работать 13-14 марта 1943 года.

Видеть ежедневно смерть перед глазами, наблюдать за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой смерти, бывать в тех помещениях, где массово убивали людей, видеть, как ученые-нацисты проводят медицинские эксперименты над людьми, как эсэсовцы насилуют и пытают девушек, издеваются над детьми – от этого можно было сойти с ума!

Команда K II (это абреввиатура одного из крематориев на территории лагеря), где работал Давид, как и другие зондеркоманды лагеря, каждые четыре-шесть месяцев обновлялась, немцы ликвидировали старую зондеркоманду и набирали новую – из прибывших заключённых. По воспоминаниям выживших в лагере, новая команда сжигала в крематории трупы своих «предшественников», а затем вела в газовые камеры своих родных и близких, прибывших с ними в одной партии.

После войны Олер говорил, что не попасть на этот «конвейер смерти», не отправиться за теми, кого раньше он вытаскивал из газовых камер и загружал в крематорий, ему помогли художественные навыки и знание иностранных языков.

Давид, действительно, говорил на многих языках: идиш он знал от родителей, учась в Варшаве, освоил польский и русский, немецкий выучил после пребывания в Берлине, ещё знал английский и французский языки. Выжившие в этом лагере смерти, потом свидетельствовали, что знание нескольких языков повышало шансы на выживание. Например, греческий еврей Леон Коэн, который говорил по-французски и немецки, был назначен в «зондеркоманде» K III в декабре 1943 года в качестве «стоматолога». В его обязанности входило вырывать золотые зубы у тех, кого выносили из газовых камер. Остался ли в живых Коэн – неизвестно…

Знание нескольких языков и хотя бы понимание того, что говорят тебе по-немецки часто действительно спасало жизнь. Ведь каратели требовали, чтобы отданные им приказы исполнялись немедленно, и многие заключенные были расстреляны прямо на месте только из-за того, что не понимали этих приказов и не бежали немедленно их исполнять…

Поскольку Олер свободно говорил на английском, немцы заставляли его работать переводчиком. Газеты ведь доставлялись в лагерь лишь с конвоем новой партии депортированных, а польские «вольнонаемные», работающие в лагере, рассказывали не факты, а слухи, поэтому эсэсовцы часто после полуночи слушали радио BBC на английском, чтобы быть в курсе событий на фронтах. Олер должен был переводить то, что говорилось в новостях.

Жизнь Давида, как вспоминал он сам, иногда отличалась от жизни его товарищей по несчастью, вынужденных ежедневно идти в крематории, грузить и сжигать труппы и т.д. Опять же, это "иногда" случалось только благодаря тому, что руководство лагеря знало о художественном образовании Олера. Историки пишут, что Давид «известен, как единственный профессиональный художник из Освенцима».

Его талант художника и дизайнера эсесовцы использовали для оформления писем и открыток своим семьям, на которых он рисовал виньетки, цветы и рамки. Общение с нацистами и хорошая фотографическая память позволили Олеру уже после войны нарисовать портреты некоторых начальников подразделений лагеря, о которых он помнил только имена и иногда звания.

7 октября 1944 года в Освенциме произошло восстание зондеркоманд. Члены одной из команд, понимая, что никакого спасения не будет, и им суждено умереть, решили взорвать крематорий К IV, в котором работали. Взрыв прогремел в три часа дня. Одновременно в другом крематории зондеркоманда бросила в горящую печь живьём двух эсэсовцев, нескольких убили, подожгли помещение и, прорвавшись через забор с колючей проволокой, покинули лагерь и даже пытались переплыть Вислу.

Устроив в лагере тревогу, фашисты расстреляли всех, кто оказался возле взорванного и горящего крематориев, и бросились в погоню за беглецами. Убежавших нашли не без помощи местного населения, всех вернули в лагерь и расстреляли. Из 663 членов всех зондеркоманд были уничтожены 450 человек. Олеру и в этот раз удалось избежать смерти…

"Марш смерти"

К новому 1945 году всем уже было понятно, что советские войска и войска союзников приближаются. В лагере начали готовиться к эвакуации. Членов зондеркоманды вместо почти тысячи ещё шесть месяцев назад, оставили чуть более ста человек. Семьдесят из них демонтировали три из четырёх оставшихся крематориев, остальные тридцать занимались своей "привычной работой" - сжиганием тел заключённых.
В начале января началась спешная эвакуация и заключенных в том числе, получившая название «Марш смерти». Всех, кто был работоспособен, переправляли в такие же концлагеря западнее. Как вспоминал Олер, это была ситуация «пан или пропал», никто не давал гарантию, что ты выживешь, сказавшись больным и оставшись в лагере, и что тебя не расстреляют на новом месте. Впрочем, никто не спрашивал твоего желания!

19 января 1945 Олер покинул Освенцим, его переправили в концлагерь Маутхаузен в Австрии. Как вспоминал художник, их перевозили в открытых товарных вагонах под снегом и без питания. Прибыв в Маутхаузен, после холодного душа заключённых при температуре минус 12-15 градусов в течение 3 часов держали на улице на снегу, ослабевших тут же расстреливали. К слову, оставшихся в Освенциме через десять дней после отъезда последнего состава «марша смерти» освободили войска Красной Армии.

В Маутхаузене Олер был распределён в Мельк - один из вспомогательных лагерей поблизости, в качестве рабочего копателя в тоннель. В Мельке были вырыты шесть тоннелей из песка и кварца, которые направлялись на немецкие военные заводы, ещё не разрушенные от авианалетов и обстрелов. В Мельк Олер прибыл в начале апреля, а чуть позже был переправлен в ещё один такой же вспомогательный лагерь Маутхаузена – Эбензее, где продолжал работать в туннелях.

Маутхаузен вместе с Мельком и Эбензее был освобождён американскими войсками союзной армии лишь 6 мая 1945 года, за несколько дней до капитуляции Германии. Солдаты армии США не нашли сбежавших накануне эсэсовцев, зато обнаружили почти 14 тысяч (по другим сведениям – больше 16 тысяч) заключённых, среди которых было много умирающих и уже мёртвых.

Жизнь Давида Олера делится на две части - «до» войны и «после». Он был одним из немногих заключенных Освенцима и Маутхаузена, кому было суждено входить в помещения крематориев и газовых камер, но выйти оттуда живым.

Оставшись в живых и вернувшись в Париж, художник решил, что должен поведать миру о страшной судьбе тех, кто погиб, рассказать своими рисунками и картинами о пережитом. Это была не только дань памяти всем жертвам концлагерей, но и желание поведать о зверствах тем, кто о них не знал. Историки даже писали, что обычные граждане Франции, кого не коснулась трагедия и тема концлагерей, ничего не знали о массовом истреблении людей в Освенциме и других лагерях, тем более, не могли себе представить, что ощущает человек, ежедневно входя в помещение крематория.

Благодаря таланту Олера-художника и его памяти, в картинах была воспроизведена вся та ужасная реальность. Он представил публике не только рисунки, изображающие зверства фашистов, но и планы крематориев, виды территорий, объясняя, таким образом, как нацисты управляли этой «фабрикой смерти».

Историки отмечают, что часто на картинах художник изображал и себя в виде свидетеля и участника происходящего, поскольку у одного из персонажей картин присутствует лагерный номер Олера, да и само лицо этого персонажа похоже на художника, а ещё «в образе бестелесного духа, наблюдающего со стороны за страшными сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти».