Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1370634

Корабль-призрак «Эвридика»
Разное


Почему корабль королевского военно-морского флота «Эвридика» (Eurydice) затонул 22 марта 1878 года, до сих пор остаётся загадкой. Из 366 находившихся на борту уцелели лишь двое.

История корабля королевских ВМС «Эвридика»

«Эвридика» была спущена воду в 1843 году. Это был 26-пушечный фрегат водоизмещением в 921 тонну. Он был задуман быстрым, с гладким деревянным корпусом и большим парусным вооружением. Фрегат считали одним из самых красивых кораблей в британском военном флоте. В 1876 году он прошёл капитальный ремонт на верфи «Дж. Сэмюель Уайт» ( J. Samuel White"s) в Каусе (Cowes) и после повторного ввода в строй 7 февраля в Портсмуте (Portsmouth) находился в отличном состоянии.

Так как стальные суда и броненосцы вроде броненосного фрегата «Уорриор» (Warrior) сделали деревянные корабли устаревшими для ведения боя, фрегат «Эвридика» был превращён в учебное судно под командованием капитана Хэйра (Hare). 13 ноября 1877 года он отправился в успешный трёхмесячный поход в Вест-Индию и на Бермуды, а 6 марта 1878 года отплыл из Вест-Индии в Портсмут.

Последний рейс

«Эвридика» пересекла Атлантику всего за 16 дней и управлялась легко. Она приплыла 22 марта в три часа пополудни к острову Уайт (Wight), «двигаясь быстро по локсодромии на всех парусах, чепчиках и небоскрёбах» (как записано станцией береговой охраны Бончёрч (Bonchurch). К 3.40 она проплывала залив Сандан (Sandown Bay). [«Небоскрёб» - треугольный парус над бом-брамселем, который, в свою очередь, находится над брамселем. «Чепчик» - полоска холста для увеличения площади паруса].

В это время там находились всего два корабля: рыболовецкое судно, капитаном которого был мистер Коулнат (Colenut), возвращавшееся в Шанклин (Shanklin, город на острове Уайт), и шхуна «Эмма» (Emma) под командованием капитана Дженкинса (Jenkins).

На залив вдруг налетел большой шквал, он нёс с собой снег и град и стремительно перемещался. Мистер Коулнат встал на рейде у скалы Калвер (Culver Cliff), а капитан Дженкинс убрал паруса, но «Эвридика», как утверждали очевидцы, продолжала идти под всеми парусами, с открытыми орудийными портами, а потом исчезла в снежной круговерти. Почему она не убрала паруса и не закрыла орудийные порты, так и не было установлено.

Один из двух выживших сказал, что капитан Хэйр приказал убрать паруса, но в такой шторм приказ нельзя было выполнить, снег был такой густой, что ничего не было видно. Фрегат развернуло ветром на юго-восток, он завалился на правый борт и, по-видимому, зачерпнул воды открытыми орудийными портами. Значительная часть экипажа оказалась в западне, когда корабль утянуло на морское дно, или была утянута туда самим кораблём.

Хотя многие члены команды были хорошими пловцами, вода была холодной, как лёд, продолжал идти густой снег, и большинство уцелевших замёрзло насмерть ещё до окончания снежной бури, когда «Эмма» смогла вернуться и поднять их на борт. (Снежный шквал продолжался всего десять минут). Из пятерых подобранных ею в воде лишь двое – Флетчер (Fletcher) и Каддифорд (Cuddiford) – оставались живы, когда их доставили в больницу в Вентнор-Коттедже (Ventnor Cottage).

Всё, что осталось после бури от «Эвридики» ‒ верхние реи мачт, торчавшие над водой всего в двух милях от острова [Уайт].

Одним из свидетелей кораблекрушения был молодой Уинстон Черчилль, который в то время проживал с семьёй в Вентноре.

После крушения

«Эвридику» подняли быстро, но в строй она больше не вошла. Её колокол сейчас висит в Церкви Святого Павла в Шанклине. Якорь установлен в мемориале на кладбище Клэйхолл (Clayhall) в Госпорте (Gosport).

Джерард Мэнли Хопкинс (Gerard Manley Hopkins) сочинил о ней стихотворение:

Too proud, too proud, what a press she bore!
Royal, and all her royals wore.
Sharp with her, shorten sail!
Too late; lost; gone with the gale.

Гибель «Эвридики» стала одним из самых крупных кораблекрушений в ВМФ Британии в мироне время. Она привела к тому, что Королевские ВМС отказались от обучения плаванию под парусом. С тех пор морские офицеры больше не должны были уметь ставить и убирать паруса. Это было окончательным признанием того, что эра военных парусников закончилась.

Призрак «Эвридики»

Легенда о призраке «Эвридики» появилась в тот самый день, когда она затонула. Днём 22 марта 1878 года в Виндзоре (Windsor) епископ Рипонский (Bishop of Ripon) и сэр Джон Макнилл (John MacNiell) обедали у сэра Джона Коуэлла (John Cowell), когда Макнилл вдруг воскликнул: «Боже праведный! Почему они не закрывают орудийные порты и не убирают паруса?» Когда Коуэлл спросил, что он имел в виду, Макнилл ответил, что не знает, но что у него было видение корабля, идущего через Ла-Манш на всех парусах с открытыми орудийными портами, а на корабль налетает большой чёрный шквал. Объяснения тому, как Макнилл мог видеть происходившее за 70 миль от него, нет.

После того, как «Эвридика» затонула, несколько человек заявили о том, что видели призрак трёхмачтового судна с открытыми орудийными портами, плывущий в Сандан, который исчезал при приближении к нему.

Во многих этих «видениях» усматривали «странные наложения света на туман». Но в 1930-е годы коммандер Липском (Lipscomb), командовавший подводной лодкой, был вынужден применить обходной маневр, чтобы избежать столкновения с шедшим на всех парусах кораблём – такие корабли давно не появлялись у острова Уайт. Парусник затем быстро исчез.