Pokazuha.ru
Автор: Гевара
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1434912

Из вспоминаний Вуглускра и Маба - корифеев Показухи
Разное > Истории


Интересный отрывок из мемуаров человеков, которые прожили в СССР дольше, чем я (они, по расчётам, лет на 15-20 старше). Посвящается дешёвому бухлу.

«Мужик с тяпкой» и другие

В начале 70-х страну накрыл девятый вал горьких настоек крепостью до 30 гр. (25-28 гр.). Сами по себе горькие крепкие настойки или цветные водки новостью не были — они известны ещё с давних времён. Продавались «Перцовая», «Старка», «Зверобой», «Зубровка», «Кубанская любительская», «Горный дубняк» и прочие крепостью 40 гр. «Перцовая» считалась незаменимым средством при простуде, а «Зверобой» — при расстройствах желудка. Экзотикой были «Спотыкач» и «Запеканка», а также «Сливовица» венгерского производства. Помню даже слоган, висевший на стене одного медучреждения:

Чтобы встать с больничной койки - Пей целебные настойки!

Как-то в городе Н. пришлось пить «Зубровку» — здорово вставляла по рогам. Эти водки принято было брать на рыбалку, на охоту, и под уху с дымком костра они шли неплохо. Говорят, Леонид Ильич на охоте уважал «Зубровку».

В 1970 г. в результате повышения цен на вино-водочные изделия цена на них возросла до памятной отметки в 3.62 и до 1973 г. сорокаградусные крепкие горькие настойки сосуществовали со слабоградусными. Но последние быстро их вытеснили и пошло-поехало: «Имбирная», «Степная» («Украинская степная»), «Померанцевая», «Калгановая», «Полевая», «Кубанская», «Лимонная» и др. — все по 2.50 за бутылку в 0.5 литра. Но лидером стала незабвенная «Стрелецкая горькая» настойка, тут же получившая меткое название «Стервецкая». Соответственно, состояние похмелья после распития оной стали называть «Утро стрелецкой казни». На памятной народу этикетке был красочно изображён стрелец с бердышом. Этот рисунок трактовался как «Солдат с ружьём», «Мужик с веслом», «Мужик с тяпкой» и «Мужик с топором». Все эти настойки обладали ярко выраженными рвотными свойствами и здорово очищали кишечник. Вкус у них был премерзейший, а дых с похмелья такой, что для определения его кондиции употреблялась словесная формула — «во рту — как кобыла насцала».

Распивали эту гадость, как и водяру, на троих, но одной бутылкой, разумеется, дело не ограничивалось. Поэтому распивать их в подворотне или на скамеечке в сквере было не с руки. Традиция свободного распития спиртного на свежем воздухе, характерная для 60-х годов, стала исчезать. Пьянка начала перемещаться в разнообразные заведения общепита — кафетерии, кафе, столовые и прочие забегаловки — «стекляшки». В остальных местностях СССР также процветали «Пельменные», «Бутербродные», «Закусочные», «Сосисочные», «Чебуречные», «Шашлычные» и пр. Напомню, что при Хрущёве в 1958 г. в большинстве заведений общепита торговля спиртным на разлив была запрещена. Иными словами, чтобы выпить по сто пятьдесят грамм, надо было брать поллитровку на двоих и срочно искать третьего. В связи с этим появился условный, почти масонский, знак в виде двух пальцев на обшлаге пиджака и пароль, произносимый горячечным шепотком: «Эй, кореш, Шепиловым будешь?» (от формулировки Пленума ЦК КПСС о разгроме антипартийной группировки в составе Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова; перед опалой Д.Т.Шепилов был министром иностранных дел СССР.)

...надо вспомнить о другой чуме, нахлынувшей на наш народ в 70-е годы и косившей его наповал.


Слеза садовода

Чума носила вполне невинное название — «плодово-ягодное вино». Сама технология этого напитка хорошо известна, и, в принципе, из плодов и ягод можно делать неплохие вина. В сёлах и пригородах из фруктов и ягод, выращенных на приусадебных участках, испокон веков делали домашние плодово-ягодные вина. Да и в магазинах можно было увидеть вино с названием «Яблочное» («Яблушнэ») и просто «Плодово-ягодное». Особой популярностью они не пользовались. Но после снятия Хрущёва в области производства вина был взят курс на дешёвый ширпотреб — «числом поболее — ценою подешевле». Как грибы росли мелкие, примитивные винзаводики в городках и в колхозах-совхозах. Возиться с выпуском высококачественных вин стало невыгодным. Поэтому из всякого дерьма стали по ускоренной технологии (плохой сок плюс плохой спирт) изготавливать низкосортную муть, названную в народе «плодово-выгодным вином». По специфике исходного сырья его называли также «червивкой» или «гнилью», а по органолептическим качествам — «чернилами» и «шмурдяком». Названия варьировались в каждом регионе. Так, в Сибири выпускали «Облепиховое», а в средней полосе России «Черносмородиновое» — ужасные напитки с привкусом крысиного кала. Были общесоюзные лидеры: «Волжское крепкое» (0.89 руб.) и «Рубин» (1.12 руб.). Весьма популярны были «Альминская долина», («Алина», она же «Долина смерти», «Золотая осень» («Зося»), «Осенний сад», «Аромат садов», «Аромат стэпу», «Солнце в бокале». Все они бутилировались по 0.5 литра и стоили от 0.8 до 1.20 ( в среднем 1.02 руб.). Родовым именем для всего пойла этого класса стал остроумный брэнд «Слёзы Мичурина». Действие этих суррогатов на организм кратко формулировалось, как «удар по печени». Идти по утрам в туалет после принятия на грудь этой дряни рекомендовалось в противогазе. (Некоторые авторы, плохо знакомые с предметом, подводят эти творения под рубрику «бормотухи». Это серьёзная методологическая ошибка. «Бормотуха» появилась позже и имела несколько иную историю, которую изложим позже, ежели рейтинг пойдёт)

«Плодово-выгодные» вина брали из расчёта по бутылке на нос (на рыло). Пили, как правило, «из горла». Закусывали плавленными сырками типа «Дружба», «Новость» и др. На худой конец, занюхивали краем рукава и затяжкой «Примы», «Дымка» или болгарского «Орала» (читается «Опал»).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕ ЗНАЮ, БУДЕТ ИЛИ КАК