Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1437324

Кукла Оскара Кокошки, или как скучно мы живём
Разное > Люди


Альма Малер (1879-1964) была венской светской львицей и покровительницей искусств. Её скандальная личная жизнь притягивала к ней таких выдающихся людей, как композитор Густав Малер, архитектор Вальтер Гропиус и поэт и драматург Франц Верфель. Между замужествами за Малером, умершим в 1911 году, и Гропиусом, за которого она вышла замуж в 1915 году, у неё вспыхнул бурный роман с художником-экспрессионистом Оскаром Кокошкой (1886-1980), который в 1914 году, перед самым разрывом, увековечил её в картине «Невеста ветра».

Не в силах забыть свою музу и любовь, в июле 1918 года Кокошка заказал у мюнхенской кукольницы Гермины Моос куклу в натуральный рост взамен утраченной женщины. Кукла должна была выглядеть в точности как Альма Малер.

22 июля он уже вернул модель головы, проверив её и сделав замечания о том, как продолжать работу. «Если Вы в состоянии выполнить эту задачу так, как я этого хочу, обмануть меня с таким волшебством, чтобы я, видя и трогая её, воображал, что передо мною женщина моей мечты, то, дорогая фройляйн Моос, я буду вечно у Вас в долгу благодаря Вашему мастерству и изобретательности и Вашей женской чувствительности, как Вы, возможно, уже поняли из обсуждения, которе у нас было».

Кокошка снабдил Моос кучей подробных рисунков и масляным наброском в полный рост. 20 августа 1918 года он писал Моос: «Вчера я послал рисунок моей возлюбленной в натуральную величину и прошу Вас скопировать его как можно тщательнее и превратить его в реальность. Уделите особое внимание размерам головы и шеи, грудной клетки, филейной части и конечностей. И отнеситесь со всей душой к контурам тела, например, к линии от шеи к спине, к изгибу живота. Пожалуйста, позвольте моему осязанию получить наслаждение от прикосновения к тем местам, где слои жира или мышц вдруг уступают упругости кожи. Для первого слоя (внутри) используйте, пожалуйста, тонкий, кудрявый конский волос; Вам придётся купить для этого старый диван или что-то подобное; продезинфицируйте конский волос. Потом, поверх конского волоса, уложите слой мешков, набитых пухом, ватой для ягодиц и грудей. Цель всего этого заключается в том, чтобы я ощущал это как то, что я могу обнять!»
В декабре Кокошка страстно допрашивал Гермину Моос: «Может ли рот открываться? А зубы и язык есть? Я надеюсь».


Кукла была закончена лишь во второй половине февраля 1919 года. 22 февраля художник попросил отправить ему куклу. Когда посылка, наконец, пришла, Кокошка писал: «В состоянии лихорадочного предвкушения я, подобно Орфею, зовущему Эвридику из мира мёртвых, высвободил воплощение Альмы Малер из упаковки. И когда я явил его свету дня, её образ, сохранившийся в памяти, ожил».

Он велел служанке распускать слухи о кукле, что она настоящая живая женщина, мол, он нанял лошадь и экипаж, чтобы выезжать с нею в солнечные дни, и снял для неё ложу в опере, чтобы показаться там с нею.

Кокошка был совершенно разочарован результатом, неуклюжим сооружением из тряпок и стружки. Он жаловался, что жёсткая наощупь, как ковёр, кожа была недостаточно правдоподобна. Несмотря на все недостатки куклы, она смогла заменить ему утраченную музу. Поскольку живая Альма Малер давно ушла от него, он начал серию портретов куклы.

Через несколько месяцев Кокошка решил расстаться со своим фетишем. «Я нанял камерный оркестр из оперы. Музыканты в концертной одежде играли в саду, их усадили в фонтан в стиле барокко, воды которого охлаждали тёплый вечерний воздух. Венецианская куртизанка, известная своей красотой и одетая в платье с глубоким декольте, настаивала на том, чтобы увидеться с Молчуньей лицом к лицу, видя в ней соперницу. Она, вероятно, чувствовала себя как кошка, пытающаяся поймать бабочку за оконным стеклом; она просто не в силах была понять. Reserl [не смог точно перевести: это либо вилла (есть такая в Австрии), либо уменьшительное от имени Тереза] демонстрировала куклу как на показе мод; куртизанка спрашивала, спал ли я с куклой, и похожа ли она на кого-то из тех, кого я любил… В ходе вечеринки кукла потеряла голову и вымокла в красном вине. Мы все были пьяные».

На следующий день полицейский патруль случайно заглянул за ворота и увидел окровавленное тело обнажённой женщины и ворвался в дом, подозревая, что здесь произошло убийство на почве страсти. По сути, так оно и было… В ту ночь я убил Альму…»