Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1437431

Человекоуправляемая торпеда
Разное


Управляемая человеком торпеда – это движущееся устройство, на котором находится водолаз, обычно он сидит за обтекателем. Такие торпеды использовались как секретное оружие в годы Второй Мировой войны. Основная концепция торпеды сохранилась и в наши дни.

Это название впервые было применено к торпедам, которые Италия, а позже и Великобритания применяли в Средиземном море для нападения на корабли и вражеские порты.

У такой торпеды есть винт, горизонтальные и вертикальные рули и рычаги управления у переднего водолаза. На ней помещаются обычно два седока, которые сидят лицом вперёд. Имеются средства навигации, такие, как компас, а теперь и гидролокатор, и позиционирование по GPS. Торпеда может иметь воздух (или другой газ для дыхания), чтобы водолазы во время движения не расходовали свои акваланги. На некоторых торпедах сиденья закрытые; на других они открыты по бокам, и седок уподобляется всаднику. Сиденье могло быть снабжено подножкой для ласт. Есть также цистерны плавучести, обычно четыре: левая и правая передние и левая и правая задние, которые могут наполняться водой и продуваться для регулировки глубины погружения.

Идея о крошечной управляемой человеком субмарине, несущей бомбу, была разработана и запатентована британским морским офицером ещё в 1909 году, но нашла применение лишь в годы Первой Мировой войны. Итальянские ВМС экспериментировали с примитивной малой подлодкой, нёсшей на себе двух человек и магнитную мину, в 1918 году, и эта малютка показала определённые успехи. Первой по-настоящему пригодной торпедой оказалась итальянская Maiale, которая получила прозвище «свинья» из-за трудностей в управлении и применялась во Второй Мировой войне.

Maiale приводилась в движение электромотором мощностью 1,6 л.с. (1,2 кВт) (в большинстве произведённых единиц), развивала максимальную скорость в 3 узла (5,6 км ⁄ ч ), и на то, чтобы достичь цели, ей часто требовался час, а то и два. Экипаж из двух человек в водолазных костюмах сидел верхом, у каждого был изолирующий дыхательный аппарат (ребризёр). Они направляли минисудно на вражеский корабль. «Свинья» могла погружаться на глубину до 15 метров, а при необходимости гипотетически и до 30. При приближении к цели взрывное устройство освобождалось и использовалось как магнитная мина. Если водолазов не обнаруживали, они удалялись на торпеде на безопасное расстояние.

К их производству приступили в 1935 году, но первые одиннадцать были выпущены торпедными мастерскими San Bartolomeo Torpedo Workshops в Специи (Италия) лишь в 1939 году, затем были выпущены ещё торпеды. Большинству их итальянцы дали название Siluro a Lenta Corsa(SLC, или медленно движущаяся торпеда). Были сделаны две отличающиеся друг от друга модели, серия 100 и серия 200, которая появилась в 1942 году и имела некоторые усовершенствования. К сентябрю 1943 года было построено не менее 50 SLC.

Во время операции торпеда Maiale доставлялась к цели другим судном (как правило, обычной подлодкой). Большинство человекоуправляемых торпед действовали во избежание риска быть замеченными ночью и во время новолуния. Атаки 1940 года успеха не имели, но в 1941 году итальянские ВМС (Regia Marina) успешно атаковали бухту Александрии и повредили два британских линкора, Queen Elizabeth и Valiant, а также танкер Sagona. Эта удача побудила Британию создать собственные «торпеды-колесницы».

Последняя итальянская торпеда, SSB (Siluro San Bartolomeo, торпеда «Святой Варфоломей»), была построена с частично закрытой кабиной, более мощным двигателем и большим зарядом (300 кг по сравнению с более ранними, которые могли нести заряд в 220 и 250 кг). Их было построено три штуки, но в боевых действиях они не участвовали, так как Италия капитулировала в 1943 году.

Первый прообраз британской человекоуправляемой торпеды был назван Chariot («Колесница»). Были сделаны две модели: Mark I имел в длину 20 футов (6,1 м), а Mark II 30 футов (9,15 м), обе могли нести на себе двух человек. Более поздние версии были больше, начиная с субмарины класса X, карликовой субмарины длиной 51 фут (16 м), это была уже не торпеда, но концепция была схожей. Она могла развивать скорость в 6,5 узлов (12 км ⁄ ч) в надводном положении и 5,5 узлов (10,2 км ⁄ ч) в подводном. К месту операции её должна была тянуть на буксире субмарина-«матка».

Немецкие ВМС тоже разработали к 1943 году человекоуправляемую торпеду, Neger, предназначенную для одного человека, с максимальной скоростью в 4 узла (7,4 км ⁄ ч) и несущую одну торпеду; часто технические проблемы приводили к гибели подводника. Их было сделано примерно 40 штук, и им удалось потопить несколько кораблей. Более поздняя модель Marder («Куница») была длиной 27 8,2 м и могла погружаться на глубину 27 метров, но на очень непродолжительное время. Таких было построено около пятисот.