Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1445459

Когда царила железнодорожная артиллерия. 1916-1944 год
Разное


Со времён катапульт и требушетов военные мечтали о невероятном оружии, способном сокрушить вражеские стены, замок или оборонительное укрепление. На протяжении 85 лет таким оружием было железнодорожное орудие, достаточно большое, чтобы нанести значительный урон, но в то же время достаточно маневренное, чтобы оказаться там, где проложены рельсы. У железнодорожного орудия продолжительность жизни меньше, чем у других видов оружия, родившихся в середине XIX века, таких, как подводные лодки, магазинные винтовки и пулемёты. Но вплоть до 1945 года в уничтожении мощных укреплений ему не было равных.

Идея установить тяжёлую артиллерию на платформы впервые была предложена в 1847 году русским инженер-капитаном Густавом Кори. В 1855 году другой русский инженер, Н. Репин, представил свой проект железнодорожной артиллерийской батареи, который был принят к сведению «как не заключающий в себе ничего, заслуживающего внимания». В 1860 году устанавливать на железнодорожные платформы орудия крупного калибра предложил поручик П. Фомин. Увы, и этот проект был принят за бесплодную фантазию. Протяжённость русских железных дорог тогда была в 30 раз меньше, чем в США. Именно там во время Гражданской войны впервые и нашли применение железнодорожные орудия. Конфедераты прикрутили тридцатидвухдюймовое морское орудие Брука к железнодорожной платформе, защищённой броневым кожухом, и платформа стала походить на сухопутный броненосец «Вирджиния». Это орудие участвовало в артиллерийской подготовке перед сражением при Фейр-Оакс, также известном как сражение при Севен-Пайнс. Армия Союза применяла подобные орудия на платформах при осаде в 1864 году Петерсберга. Самым известным из них был «Диктатор», тринадцатидюймовая мортира на восьмиколёсной платформе. Выплёвывая ядра весом в 218 фунтов (почти 100 кг) на расстояние в 4200 ярдов (3,8 км), этот монстр успешно обстреливал батареи и укрепления южан.

Если не считать экспериментов, проводившихся французами при осаде Парижа в 1870 году, и капитаном британских ВМС Джоном Фишером, более известным как создатель дредноутов, в 1881-82 годах, до конца XIX и начала XX века особых успехов в развитии железнодорожной артиллерии не было. На рубеже веков французские фирмы начали устанавливать на большие железнодорожные платформы тяжёлые орудия, предназначавшиеся для линкоров. И не только 320-миллиметровые орудия и 200-миллиметровые гаубицы, но 155-миллиметровые гаубицы.

Немецкие и австро-венгерские военные тоже суетились, в обстановке строжайшей секретности ставя на рельсы огромные осадные орудия – 420-миллиметровую гаубицу «Большая Берта» (Dicke Bertha) Круппа и 305-миллиметровую «Худышку Эмму» (Schlanke Emma) концерна «Шкода». Впоследствии они успешно были применены против бельгийских и французских укреплений. Ограниченность железнодорожной сети в Европе и эксперименты французов с железнодорожными орудиями побудили немцев объединить усилия артиллерийского отдела Круппа и Eisenbahnpioniere, самой внушительной и профессиональной военной железнодорожной службы в Европе той поры.

К концу Первой мировой войны железные дороги рассматривались как самый эффективный способ доставки сверхтяжёлой артиллерии к месту боя. Американская береговая артиллерия разместила в Европе 71 железнодорожное орудие в десяти полках. Их калибр был от 355 до 190 мм, почти все они были сделаны во Франции.

Особенно наглядно роль железнодорожной артиллерии продемонстрировала Pariskanone («Парижская пушка»), использовавшаяся при осаде Парижа. Хотя парижане ошибочно принимали её за «Большую Берту», официально она именовалась Wilhelmgeschütz в честь кайзера Вильгельма. Жители Парижа даже думали, что их обстреливают с дирижабля, так как грохота орудий не было слышно (пушка стреляла с расстояния в 120 км). Будучи по сути серией заменяемых стволов, эти орудия были разработаны Фрицем Раузенбергом в сотрудничестве с ВМФ Германии. За основу бралось 280-миллиметровое морское орудие, в каждый ствол вставлялась 210-миллиметровая гильза или, при использовании отремонтированных стволов, 240-миллиметровая. Переделанные таким образом стволы затем удлинялись и обвязывались. Каждый ствол мог выпустить лишь от двадцати до пятидесяти снарядов, затем нарезка стволов и точность стрельбы сильно падали.

Во время Второй Мировой войны Германия была главным производителем сверхтяжёлых железнодорожных орудий. К 1945 году разведка союзников выделила двенадцать разных типов немецкой железнодорожной артиллерии калибром от 150 до 180 мм. Использовались и захваченные чешские и французские орудия. В 1940 году немцы установили 280-миллиметровые орудия на мысу Кап-Гри-Нез (Cap Griz Nez) на северном побережье Франции для обстрела английского побережья и прикрытия впоследствии отменённой операции «Морской Лев». Такие орудия было невозможно замаскировать, поэтому Организация Тодта соорудила гигантские иглуподобные бункеры для их защиты. Несмотря на продвижение Красной Армии в Польше, немцы продолжали размещать железнодорожные орудия и самоходные мортиры серии «Карл» на гусеничном ходу для обстрела польской столицы во время Варшавского восстания летом 1944 года.

Возможно, самым успешным немецким железнодорожным орудием было 280-миллиметровое K5(E). Было построено 25 таких орудий. Два таких 218-тонных монстра, «Роберт» и«Леопольд», известные союзникам как “Anzio Express” and “Anzio Annie” соответственно, прославились в битве за Анцио (Италия). Стреляя 250-килограммовыми снарядами на расстояние более 50 километров, эти орудия полностью уничтожали береговые плацдармы, но в дневное время стреляли изредка, укрываясь в железнодорожных тоннелях. Несмотря на данные, получаемые разведкой об их местонахождении, авиация союзников так и не смогла вывести из строя эти орудия и лишь время от времени уничтожала составы с боеприпасами для них.