Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1446111

Финляндия во Второй Мировой войне. Часть 1
Разное


Очень много букв, поэтому разделил текст на три части.

Слушаем песню «Принимай нас, Суоми — красавица» и читаем.

Сосняком по откосам кудрявится
Пограничный скупой кругозор.
Принимай нас, Суоми — красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!

Ломят танки широкие просеки,
Самолёты кружат в облаках,
Невысокое солнышко осени
Зажигает огни на штыках.

Мы привыкли брататься с победами
И опять мы проносим в бою
По дорогам, исхоженным дедами,
Краснозвёздную славу свою.

Много лжи в эти годы наверчено,
Чтоб запутать финляндский народ.
Раскрывайте ж теперь нам доверчиво
Половинки широких ворот!

Ни шутам, ни писакам юродивым
Больше ваших сердец не смутить.
Отнимали не раз вашу родину -
Мы приходим её возвратить.

Мы приходим помочь вам расправиться,
Расплатиться с лихвой за позор.
Принимай нас, Суоми — красавица,
В ожерелье прозрачных озёр!

Финляндия на протяжении многих веков находилась на периферии мировых событий, но зимой 1939-1940 годов к ней было приковано внимание всего земного шара. Но зимняя война, известная у нас как советско-финская война, стала лишь прологом для полномасштабного участия страны во Второй Мировой войне.

Поводом к Зимней войне послужила озабоченность советского правительства экспансией фашистской Германии. Сама по себе маленькая страна с населением всего 3,5 миллиона человек не могла быть угрозой для СССР, но близость к Ленинграду финской границы была опасной, так как территория Финляндии могла быть использована Германией для нападения на Советский Союз. СССР начал переговоры с Финляндией, начавшиеся весной 1938 года и длившиеся до лета 1939 года, но они закончились безрезультатно.

Заверения финнов о том, что они не позволят Германии нарушить нейтралитет, не удовлетворили СССР, ему требовались более твёрдые гарантии. В частности, Советский Союз намеревался взять в аренду на 30 лет группу островов для размещения там баз для предотвращения германской агрессии с моря, предлагая взамен территории в Восточной Карелии, но Финляндия не пошла на это.


Пакт о ненападении, подписанный СССР и Германией в августе 1939 года, включил Финляндию, Прибалтику и часть Восточной Европы в сферу советских интересов. Когда немцы одержали удивительно быструю и лёгкую победу в Польше в сентябре 1939 года, СССР спешно стал брать под контроль свою сферу влияния и в придачу к взятой Восточной Польше ввёл войска в Латвию, Литву и Эстонию, превратив их в союзные республики.

Финляндия внимательно следила за этими событиями; 5 октября 1939 года, когда СССР предложил обсудить «конкретные политические вопросы», 10 октября финны объявили всеобщую мобилизацию. На следующий день стороны вновь вернулись к переговорам, которые шли до 8 ноября.

Главным требованием СССР на этих переговорах была уступка Финляндией небольших участков территории, включая военно-морскую базу в Финском заливе, которая была нужна для защиты Ленинграда. Взамен СССР предлагал уступить Финляндии 8800 квадратных километров в Карелии вблизи финской границы, или вдвое большую территорию. В отличие от предыдущих переговоров, проходивших в обстановке строжайшей секретности, эти переговоры велись публично, и финское правительство отвергло предложения СССР.

Формальным поводом для отказа было сохранение нейтрального статуса и сохранение территориального единства. Кроме того, удаление финской границы от Ленинграда на Карельский перешеек означало передачу советской стороне части финских укреплений, что могло ослабить обороноспособность страны. Но главным фактором, вызвавшим такое упорство финнов на переговорах, были недоверие к СССР и уверенность в том, что эти переговоры – лишь первый шаг к поглощению Финляндии. В СССР, в свою очередь, были убеждены, что Финляндия охотно окажет помощь Германии в будущей войне.

Финское правительство явно недооценило решимость Советского Союза обеспечить безопасность своих границ. Два главных участника переговоров с финской стороны, Вяйне Таннер и Юхо Паасикиви, понимавшие, что Финляндия находится в полной дипломатической изоляции и в случае войны никто ей не окажет поддержку, тщетно пытались уговорить своё правительство пойти на уступки. Пытался воздействовать на правительство и генерал Маннергейм, понимавший, что в одиночку Финляндии в случае войны с СССР не выстоять.

Когда его мнение проигнорировали, Маннергейм подал в отставку с поста главнокомандующего; впрочем, когда началась война, он снова взял на себя командование финской армией.

Некоторые историки считают, что войны можно было бы избежать, если бы Финляндия проявила некоторую уступчивость. Но обе стороны исходили из взаимного недоверия, и это привело к тактическим просчётам и к готовности начать войну.

30 ноября 1939 года советские войска без объявления войны вторглись в Финляндию. Этому вторжению предшествовал Майнильский инцидент. Маннергейм вспоминал: «…Нам не пришлось долго ждать претворения в жизнь слов Молотова, произнесённых на московских переговорах: «Вести разговоры теперь наступит очередь солдат». 26 ноября Советский Союз организовал провокацию, известную ныне под названием «Выстрелы в Майнила». Приготовления СССР не были особенно тщательными, отчасти потому, что была недооценена боеспособность финских войск, отчасти потому, что была уверенность в поддержке Красной Армии трудящимися.

Но финны отказались поддержать марионеточное правительство Финляндии во главе с Отто Куусиненом, созданное в СССР. Кроме того, 14 декабря 1939 года СССР был исключён из Лига Наций как агрессор.

Задача, поставленная перед финской армией по сдерживанию противника, обладавшего значительным превосходством, на границе протяжённостью 1300 километров казалась невыполнимой. Но на помощь пришла география: северная часть страны была практически непроходимой, с малым количеством дорог, которые легко было заблокировать, и вообще Финляндия была малопригодной для проведения наступательных операций.

Таким образом, финнам достаточно было держать небольшие силы для прикрытия на севере и сосредоточить большую часть войск в критически важном юго-восточном секторе, в который входили Карельский перешеек и северное побережье Ладоги, которая защищала перешеек от захода с тыла. Перешеек получил сильное укрепление в виде Линии Маннергейма. Ещё одним преимуществом финнов была их необычная военная доктрина: их учили ударам по флангам и тылам привязанных к дорогам вражеских сил малыми мобильными группами.

При помощи так называемой «тактики мотти» (motti по-фински означает вязанку хвороста) финны стремились разбить наступающие колонны на части, которые они потом уничтожали по отдельности. Главным же недостатком страны было то, что её население составляло всего пятидесятую часть населения СССР. Финны надеялись продержаться до те пор, пока не окажет поддержку Запад, но, как оказалось, эта надежда была тщетной.

Большинство наблюдателей предрекали быструю и лёгкую победу СССР. Советские войска вели наступление по всему фронту, явно намереваясь захватить всю Финляндию. Однако наступление захлебнулось в декабре 1939 года на Линии Маннергейма.

Чем дальше советские войска продвигались к северу, тем эффективнее финны применяли тактику «мотти». В самом известном из таких сражений, битве при Суомуссалми, были почти полностью уничтожены две советские дивизии. К концу декабря 1939 года финны нанесли советским войскам ряд ощутимых поражений. За несколько недель внимание всего мира оказалось привлечено подвигами одетых в белые халаты финских лыжников, скользивших, подобно призракам, по тёмным зимним лесам, и отчаянным сопротивлением «страны героев».

Советское вторжение сплотило финнов как никогда раньше. В канун Рождества случилось невероятное: финны зажгли свечи на могилах финских красногвардейцев, павших во время Гражданской войны. Беспримерное мужество, проявленное финнами самых разных политических убеждений, привело к тому, что Маннергейм заявил впоследствии, что 16 мая более не будет праздноваться (16 мая 1918 года в Гельсингфорсе состоялся парад победы в знак окончания войны за независимость), но будет выбран другой день для поминовения «тех, кто с обеих сторон отдал свои жизни во имя своих политических убеждений в период кризиса 1918 года». (4 июня в Финляндии отмечается День знамени Оборонительных сил Финляндии. Это официальный флаг-день в Финляндии, приуроченный к дню рождения маршала Карла Густава Эмиля Маннергейма. В качестве государственного праздник был установлен в 1942 году).

Неудачи Красной Армии привели к смене командования: вместо Ворошилова во главе Северо-Западного фронта встал командарм первого ранга С.К. Тимошенко. 1 февраля 1940 года началось советское наступление на Карельском перешейке. Тактика была простая: после мощных артиллерийских обстрелов следовали атаки пехоты с поддержкой большого количества танков.

Финнов истощили непрерывные атаки, артиллерия и авиация не давали передышки, а резервов не было. 11 февраля началось генеральное наступление, которое привело к прорыву Линии Маннергейма и череде поражений финской армии. К началу марта она была на грани поражения. Её спасло только поспешное согласие Финляндии на советские условия, 13 марта в Москве был подписан мирный договор.

По условиям мирного договора Финляндия уступала значительные территории, на которых проживала восьмая часть финского населения; практически все жители этих мест перебрались вглубь страны, оставив свои дома и имущество.

Потери финнов в войне составили 25000 убитыми, 35000 ранеными, 10000 стали инвалидами. Потери Красной Армии оцениваются очень по-разному, от 53000 до 131000 убитыми, ранеными от 248000 до 400000 человек, 22% потерь были вызваны обморожениями.

Другие страны внимательно следили за действиями Красной Армии в Финляндии и пришли к выводу, что военная мощь СССР сильно преувеличена. И через четыре месяца после окончания Зимней войны Адольф Гитлер принял решение напасть на Советский Союз. Это решение принято считать поворотным пунктом во Второй Мировой войне.

Неожиданное признание финским правительством поражения вызвало шок у населения, которое было убаюкано сверхоптимистичными заявлениями руководства о положении на фронте; но финны, приняв поражение, взялись за выполнение двух главных задач: приёма 400000 беженцев с уступленных территорий и перевооружения.

В следующие месяцы СССР стал требовать демилитаризации Аландских островов (о чём в мирном договоре вообще не упоминалось),контроля над никелевыми рудниками в Петсамо (бывшее название Печенги) и исключения из состава правительства Вяйне Таннера. Более того, было выдвинуто требование о беспрепятственном прохождении воинских эшелонов к советской военно-морской базе на полуострове Ханко.