Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1446523

Black lives matter в прошлом веке
Разное > Люди


Есть у меня публикация 1380764 «Люди в клетке. Просвещённый Запад и человеческие зверинцы», сделанная более двух лет назад. За этот небольшой срок США и цивилизованная Европа совершили новый прорыв в благородном деле толерантности: они научились вставать на одно колено. Пока они стоят так, посыпая многогрешные головы пеплом, я нашёл ещё фотографии дикой поры, когда их прадеды и прабабки ходили в зоопарк глазеть на недочеловеков.

В конце XIX и начале XX века западный мир обуревала жажда воочию увидеть «дикарей», «полуобезьян», о которых рассказывали исследователи и авантюристы, занятые судорожным поиском новых земель для их колонизации и последующей эксплуатации их природных и людских ресурсов. И, потакая этому нездоровому интересу, в США и Европу везли в ужасных условиях тысячи аборигенов из Азии, Африки и обеих Америк, чтобы выставить их в «человеческих зоопарках».

Такие зоопарки были открыты в Париже, Гамбурге, Антверпене, Барселоне, Лондоне, Милане и Нью-Йорке. Карл Хагенбек, торговец дикими животными и будущий организатор многих европейских зоопарков, решил в 1874 году выставить напоказ самоанцев и саами как «истинно природные народности. В 1876 году он послал сотрудника в Египетский Судан за дикими зверями и нубийцами. Показ нубийцев оказался весьма успешным, их провезли через Париж, Лондон и Берлин.

В 1880 году Хагенбек послал своего агента на Лабрадор (полуостров на северо-востоке Канады) за эскимосами и алеутами из моравской миссии в Хиброне (город в Канаде; моравские миссионеры первыми оказались на Лабрадоре, прибыв туда в 1771 году). Этих бедолаг показывали в гамбургском зоопарке Тьерпарк. Угадайте, как теперь называется этот зоопарк? Правильно, теперь это зоопарк Хагенбека. Среди других экспозиций были пародии на поселения египтян и бедуинов.

В 1878 и 1889 годах на Парижской Всемирной Выставке была представлена, извините, господа толерасты, Чёрная Деревня (village nègre). Выставка 1889 года собрала 28 миллионов посетителей, главным аттракционом на ней были 400 аборигенов. А Всемирная Выставка 1900 года представила знаменитую диораму жизни на Мадагаскаре. Колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931) тоже демонстрировали нагих и полунагих людей в клетках. Парижская выставка 1931 года, на которой присутствовали и деревни сенегальских кочевников, пользовалась таким бешеным успехом, что за полгода её посетили 34 миллиона человек, а вот на альтернативную выставку, организованную Коммунистической партией и названную «Правда о колониях», пришли единицы.


В 1904 году в Сент-Луисе параллельно с Летней Олимпиадой на Всемирной Выставке был организован показ апачей и игоротов (филиппинская группа племён). США только что прибарахлились в ходе испано-американской войны новыми территориями, такими, как Гуам, Филиппины и Пуэрто-Рико, так что им было что показать.

В 1906 году светский лев, «специалист» по евгенике, антрополог-любитель, глава Нью-Йоркского Зоологического Общества Мэдисон Грант показывал вместе с обезьянами и другими животными в зоопарке Бронкса конголезского пигмея Оту Бенгу. По распоряжению Гранта, директор зоопарка Уильям Хорнадэй поместил Бенгу в клетку с шимпанзе, затем с орангутангом по кличке Дохонг и с попугаем, окрестив его «недостающим звеном», предположив, что в эволюционном смысле Бенга был ближе к обезьянам, чем к европейцам. Это вызвало протесты местного духовенства, но тем сильнее на шоу повалила толпа зевак.

Бенга поражал цели, стреляя из лука, плёл верёвки и боролся с орангутангом. Хотя, как утверждала The New York Times, «немногие осмеливались вслух возражать против показа человека в одной клетке с обезьянами», вспыхнул скандал, так как чёрное духовенство сильно обиделось. «Наша раса, мы считаем, и без того угнетена, чтобы показывать одного из нас с обезьянами,- сказал преподобный Джеймс Х. Гордон, директор сиротского приюта Ховарда для цветных в Бруклине. – Мы думаем, что заслуживаем, чтобы нас считали людьми, наделёнными душами». В понедельник, 8 сентября 1906 года, всего через два дня, хозяева зоопарка решили закрыть шоу, и Бенга бродил по территории зоопарка, а вслед ему толпа "улюлюкала, свистела и глумилась».

В человеческих зоопарках аборигенам приходилось несладко. От африканцев требовали ходить в их традиционной одежде, рассчитанной на экваториальную жару, в холодном декабре, а филиппинцев заставляли время от времени исполнять ритуал поедания собак, чтобы шокировать публику. А нехватка питьевой воды и антисанитария вели к острой дизентерии и другим болезням.

В большинстве случаев в зоопарках не было решёток, препятствовавших побегу аборигенов, но им, оторванным от родной земли, просто некуда было бежать. Посаженные в потешные «этнические деревни», они были обязаны выполнять рутинную работу, демонстрировать свои «примитивные» умения вроде изготовления каменных инструментов, и исполнять ритуальные пляски. В некоторых шоу они участвовали в показных боях или состязаниях в силе.

Увы, конец человеческим зоопаркам положило отнюдь не возмущение людей унижением себе подобных. Просто надвигалась Вторая Мировая война, всеобщее внимание было привлечено к геополитическим конфликтам и падению экономики. А потом появилось телевидение, которое заменило собой цирки и передвижные зоопарки – с людьми и без них – и показ аборигенов вышел из моды.