Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1454339

Игра в кости по-католически: крипта капуцинов
Разное


«Крипта капуцинов» - это склеп, состоящий из нескольких крошечных часовенок и находящийся под церковью Santa Maria della Concezione dei Cappuccini (церковь зачатия Святой Марии) на улице Виа Венето рядом с площадью Пьяцца Барберини в Риме. Здесь находятся кости 3700 монахов, умерших с 1528 по 1870 год. Она искусно украшена черепами и костями в стилях барокко и рококо, а в одной из ниш стоит скелет, одетый Смертью.

Когда монахи прибыли в церковь в 1631 году, переехав из старого монастыря, они привезли с собой 300 телег с покойной братией. Отец Михаэль из Бергамо надзирал за приведением в порядок костей в крипте. Землю в крипту по повелению папы Урбана VIII привезли из Иерусалима. По мере того, как монахи умирали, наиболее раннего из похороненных монахов выкапывали, чтобы освободить место для нового покойника, а вновь обретённые кости добавлялись к декоративным украшениям. Обычно тела 30 лет разлагались в земле, а потом их выкапывали.

Католический орден утверждает, что этот склеп – не аттракцион, но немое напоминание о скоротечности жизни на Земле и о нашей собственной неминуемой смерти. Крипта открыта для посещений в 1851 году, женщин туда стали пускать через год.

«Википедия» приводит краткую цитату из книги «Прогулки по Риму» (Rambles through Rome) Жана-Батиста Шателена, изданной в Лондоне в 1851 году. Я не поленился и скачал эту книгу и привожу здесь более подробную цитату. Кстати, я нашёл только одного Жана-Батиста Шателена, жившего в XVIII веке (1710-1752 или 1771) и бывшего английским гравёром и рисовальщиком, он родился в Лондоне в семье гугенотов по фамилии Филипп и поменял позже фамилию на Шателен. По заказу издателя Джона Бойделла он делал гравюры в Италии. Впрочем, текст книги написан вполне современным языком, да и пускать в крипту посетителей, как уже говорилось, стали только в 1851 году, в год выхода книги. Поэтому автор «Прогулок по Риму» шевалье де Шателен, по-видимому, полный тёзка гравёра. Итак, вот что говорит шевалье о крипте в главе «Погребения»:

«В День Всех Святых часовня Кампо-Санто [по-видимому, имеется в виду Кампо-Санто Тевтонико (Тевтонское кладбище в Ватикане), а не Кампо-Санто в Пизе, так как говорится о том, что она находится на западной окраине Рима] занавешена чёрным и погружена во мрак. На манер театра, слабо освещённые таинственным мерцающим светом, представлены двенадцать восковых фигур, представляющих чудо при обезглавливании Святого Павла. Согласно преданию, когда Нерон добился обезглавливания Святого Павла 29 июня 66 года н.э., во время казни отсечённая голова ученика Христа трижды ударилась о землю, и из этих трёх точек забили источники. В честь сего чуда здесь была построена церковь Трёх Фонтанов (St.Paolo alle tre Fontane), которую можно увидеть по дороге в Остию, в нескольких милях от Рима, на месте, где совершилась казнь.

Я получил эти сведения от Антони, в один из дней, когда мы, следуя нашему обычаю, гуляли вдвоём по Вечному Городу; он добавил: «Самое странное и поразительное зрелище можно видеть ежегодно в монастыре капуцинов на площади Барберини. Всю неделю после Дня Всех Святых пять или шесть нижних комнат монастыря распахиваются для верующих; только женщинам вход туда запрещён. Комнаты эти полностью покрыты и украшены розетками, фестонами, аркадами, канделябрами и прочим, и всё это сделано из костей умерших капуцинов, которых выкапывают через тридцать лет после погребения. В каждой комнате несколько мертвецов используются как статуи и служат украшением этого ужасного дворца смерти; они находятся в лежачем или стоячем положении и одеты в рясы, которые они носили при жизни, а теперь превратившиеся в саваны. И заметь, эти скелеты не вычищены, как в анатомических музеях, но находятся в том виде, в каком их вернула земля. И на каждом табличка с именем капуцина и датой его смерти».

«Гадкое, должно быть, зрелище,- сказал я своему другу,- и что кажется мне ещё более отталкивающим, это то, что останки покойных выставляются таким образом ради сбора податей с живых слабоумных».

«Именно,- ответил он,- но какой великий урок даёт оно человечеству! Где ещё им так явно напомнят о хрупкости и тленности всего земного?»

«Ну, пожалуй,- ответил я,- на наших роскошных кладбищах человек, пусть и окружённый умершими, может всё же испытывать гордость за дорогие памятники и шедевры искусства, к которым прибегает тщеславие, дабы приукрасить смерть. Но под сводами римских капуцинов человек ощущает своё ничтожество, его самомнение тает, как дым, и впервые, возможно, он вспоминает, что он всего-навсего прах».

Первые шесть фотографий сделаны в конце XVIII века, остальные современные.