Pokazuha.ru
Автор: Серж
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1473483

Барон Мюнхгаузен советских ВВС.
Разное > Время СССР


Даже во время войны в СССР не заканчивались партийные игры, а их жертвами зачастую оказывались настоящие герои, истории которых оказались для нас скрыты по идеологическим соображениям. Таким теневым героем был и Герой Советского Союза лётчик-испытатель Иван Евграфович Фёдоров.

По неофициальным данным он сбил 134 вражеских «борта», провел 6 таранов, 2 самолета «взял в плен» — вынудил сесть на свой аэродром. При этом ни разу не был сбит сам и не потерял ни одного ведомого. Но этот летчик остался совершенно неизвестным. Его именем не назывались пионерские дружины, ему не ставили памятники. Проблемы возникли даже с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Можно смело сказать, что Иван Евграфович был рождён для неба. Хоть и родился он в простой крестьянской семье на Востоке Украины, но авиация стала его первой и единственной любовью.

Уже в 15 лет он сам собрал свой первый планер и встал на крыло. Не имея возможности сесть за штурвал настоящего самолёта Фёдоров не отчаялся, и принял решение наслаждаться скоростью иным путём.

Пойдя работать на Луганский паровозостроительный завод к 1930 году будущий герой дослужился до машиниста. Талантливый и упорный юноша был замечен руководством и спустя два года оно исполнило его мечту: как ударник производства был отправлен в школу военных пилотов.

Его сразу записали в лучшие из лучших, а сам Фёдоров старался соответствовать этому мнению. Высший пилотаж невозможен без храбрости и её у будущего аса было хоть отбавляй. Вполне естественно, что он одним из первых вызвался добровольцем-истребителем на войну в Испанию. Там и начался его боевой путь.

С 1937 по 1938 он собьёт 11 вражеских самолётов лично, а ещё 13 в группе. За столь выдающиеся успехи командование представит его к званию Героя Советского Союза. Но в этот раз награду получить ему будет не суждено, так как в самый неподходящий момент проявится его другая черта – по-настоящему гусарский характер.

Во время спора с танкистами о том, кто же больше подвигов совершил в Испании, Фёдоров с друзьями ввяжутся в драку, которая завершится перестрелкой. Одного из своих оппонентов он отправит одним ударом в нокаут, чему поспособствовал титул чемпиона Украины по боксу, а с другим устроит дуэль.

После войны Фёдоров расскажет, что за время службы шесть раз участвовал в дуэлях, но ни разу никого не убил, потому, как всегда стрелял мимо. Также поступали и его оппоненты. По его словам, главное было не попасть в оппонента, а продемонстрировать решимость отстаивать свою честь.

В результате 11 санитарных машин развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам, а Федоров был объявлен одним из зачинщиков скандала. Руководство Наркомата обороны замяло этот инцидент, но наград не дали никому. Всех раскидали по воинским частям с совершенно неподходящими для дальнейшей карьеры характеристиками.

Что же касается Федорова, то его и еще нескольких летчиков вызвал начальник генерального штаба авиации генерал-лейтенант Смушкевич и сказал: «Воевали геройски — и все насмарку!» А оставшись с Федоровым наедине, он доверительно и по-дружески предупредил, что НКВД завел на него особую папку по личному распоряжению Лаврентия Берии.

Тогда от ареста и смерти Федорова спас сам Сталин, приказавший Берии не трогать летчика, чтобы не осложнять отношений с испанцами, для которых Иван был национальным героем. Однако из ВВС Федорова уволили и перевели пилотом-испытателем в КБ С.А. Лавочкина.

А все «боевые» за Испанию Фёдоров отдал за разбитую хрустальную люстру и посуду.

Даже для первоклассного аса такой скандал не могли замять без наказания. За драку представление к награде было отозвано, а сам крылатый гусар отправился работать лётчиком-испытателем в КБ Лавочкина.

Тут с ним приключается очередная невероятная история. В 1940 году для обмена опытом в СССР прибывает несколько германских пилотов, которые должны были опробовать советские истребители И-16. Фёдорова и ещё нескольких испытателей приставляют к гостям как инструкторов. Несмотря на богатый опыт и отточенное мастерство знаменитый «Ишак» не покоряется немецким асам и четверо из них отправятся домой в гипсе.

Вслед за ними будет направлен и Фёдоров, во главе небольшой группы пилотов, которая должна была испытать уже немецкие самолёты. В Берлине советские лётчики за несколько дней опробуют сразу несколько различных немецких моделей и продемонстрируют на них настоящие чудеса пилотажа. Восхищённый таким мастерством Герман Геринг лично вручил Ивану Евграфовичу Рыцарский Крест.

Несмотря на тёплый приём, с началом войны опальный ас буквально завалит все возможные инстанции с требованием отправить его на фронт. Не дождавшись положительного ответа, он решается на откровенно безумный шаг – угон самолёта из КБ. На ЛагГ-3 он добирается до Калининского фронта, где требует немедленно записать его в солдаты. Там его встретит генерал-полковник авиации Михаил Громов. Понимая, что записать беглеца в боевые пилоты ему не дадут, Громов назначает Фёдорова инструктором.

Но просиживать вдали от боёв доведётся герою недолго. Спустя буквально месяц в его авиаполку формируются штрафные эскадрильи, которые должны были отыскать и уничтожить группу особо опасных немецких пилотов во главе с асом фон Бергом. Буквально за два месяца все 59 пилотов фон Берга штрафники уничтожают, а сам ас погибает под пулями Фёдорова.

В своих мемуарах Иван Евграфович расскажет, что разведчики, направленные для подтверждения гибели немецкого «туза», принесут ему личные вещи фон Берга: кортик, курительную трубку в форме головы Мефистофеля и наградной маузер с личной подписью Гитлера.

Вскоре после столь знаменательной победы штрафные эскадрильи распустят, всем провинившимся вернут звания и награды, а сам Иван Фёдоров получи под своё крыло целую дивизию сталинских соколов.

К концу войны на счету аса было 134 противника, шестерых из которых он сбил тараном. Получить всенародное признание и звание Героя СССР ему всё так же мешали его гусарские замашки.

Неоднократно он ругался с начальством, нарушал приказы и имел весьма нелестные отзывы от партийных работников, так как имел при себе походно-полевую жену-лётчицу, из-за которой и ввязывался в драки и дуэли. Уже после войны окажется, что полевая жена эта была его законной супругой, а отношения они скрывали, опасаясь, что им запретят вместе летать.

Он был удивительно добрым человеком. За всю свою жизнь никому не сделал зла. Наоборот, многих спасал. Однажды его группу штрафников обвинили в том, что они не поднялись в небо и не прикрыли наш плацдарм с воздуха. Маршал Конев распорядился всех расстрелять. Вырыли могилы. Приехал сам Конев.

И тогда Фёдоров стал грудью, сказав: «Расстреливайте сначала меня». Конев: «Ты кто такой?» — «Я — русский Иван, и ты — русский Иван (имя Конева). Зачем нам друг в друга стрелять? А ребята мои поднимались в небо. Погода была нелётная. И снизу их просто не разглядели». Всё так и оказалось. Конев тогда сказал: «В первый раз отменяю свой приказ».

Ивана Фёдорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но присвоили его только после войны». А в первый раз лётчик мог получить Звезду Героя в 1938 г., когда вернулся из Испании, где он провёл почти год, совершив 286 боевых вылетов и сбив лично 11 самолётов противника и поразив 13 машин в составе группы.

Туда он поехал добровольно. Как испытатель новейшей техники Фёдоров однажды участвовал в полёте над Красной площадью. Потом был приём в Кремле, и маршал Ворошилов, восхищённый мастерством пилота, спросил, какую он хочет награду. Тот попросил направить его на войну в Испанию.

А второй раз, когда его представили к Звезде в 1944 г. за героизм на фронте и количество сбитых самолётов (10 бомбардировщиков и 5 истребителей), бумагам просто не дали ход наверх недоброжелатели. Банальная зависть.

После войны Фёдоров продолжит карьеру лётчика-испытателя и поставит множество рекордов, за что наконец-то получит звезду героя. А когда здоровье уже не позволит ему летать, то он найдёт себя на ниве дипломатии, и дослужится до зав.отдела межправительственной переписки. Умер Иван Фёдоров в феврале 2011 года в Москве.

Жизнь героя была полна самых невероятных приключений, в которые сложно поверить. А тот кто не поверит – правильно сделает. Друзья аса всегда знали, что Фёдоров был отличным рассказчиком и не всегда было понятно, где заканчивается выдумка, а начинается правда. Они подчёркивали, что привирал он исключительно для истории, и никогда не спорил, когда обман раскрывался.

Тем более что и смысла приписывать себе чужие заслуги не было. Иван Евграфович действительно был первоклассным асом, сбившим 14 вражеских самолётов. Но это только подтверждённые. Множество наград, в том числе Орден Красной Звезды, четыре Ордена Красного Знамени и прозвище «Красный дьявол», которое он получил от немецких асов, явно свидетельствуют, что бои его проходили гораздо результативнее.

Правдой является и то, что на фронт он сбежал на угнанном самолёте. Он действительно командовал дивизией и прославился своим буквально отцовским отношением к подчинённым. Неоднократно он отправлялся в бой вместе с молодыми пилотами, чтобы собственным примером учить бить врага в любых ситуациях.

Командование столь ответственный подход ценило и регулярно представляло Фёдорова к наградам, хотя всегда в рапортах упоминали о неуёмной любви аса к сочинительству «глупых сказок».

Свою звезду Героя СССР Фёдоров получил не за боевые заслуги, а за мужество и героизм во время испытаний послевоенных реактивных самолётов. В 1948 году он первым в стране сумел преодолеть скорость звука на истребителе Ла-176. Но сильнейшие перегрузки отразились на здоровье лётчика. В 40 лет врачи запретили Фёдорову летать.

После того, как он ушел в отставку, на все деньги, которые он заработал во время войны, в Подмосковье купил огромный деревянный дом, который передал детскому садику. Прожил он очень долгую жизнь, и ещё в возрасте 80 с лишним лет мог на второй этаж подниматься на руках

А вот Железного Креста он никогда не получал, аса фон Берга никогда не существовало, да и ни в каких дуэлях Фёдоров не участвовал. И эта лишь малая доля его историй, которые он любил рассказывать доверчивым слушателям.