Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1493742

Сестрорецк – родина трамвая. Часть 1
Разное


Нет, это не анекдот из серии «Россия – родина слонов», это действительно так. Узнал я об этом совершенно случайно, услышал в радиопередаче. В замечательном четырёхтомнике «История Сестрорецка и его окрестностей», во втором томе, есть рассказ «Пути-дороги» известного краеведа Бориса Еремеевича Ривкина, к сожалению, умершего два года назад, в нём говорится и о железной дороге конца XIX и начала XX века. Упоминается линия Миллера, но только как преемница Финляндской железной дороги и предшественница Приморской. Гораздо информативнее оказался материал, найденный мною на зеленогорском сайте «Терийоки». Помогли, конечно, и «Википедия», и имеющиеся в домашней библиотеке книги.

Итак, всё началось в 1874 году, когда изобретатель, штабс-капитан Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл первые опыты по созданию вагонов на электрической тяге. Это было на Песках, где сейчас находятся Советские (ранее Рождественские) улицы. А уже через год была открыта первая в мире электрифицированная железная дорога. Участок железной дороги проходил прямо перед Сестрорецким Курортом. Вообще Линия Миллера, созданная в 1873 году, была призвана покрыть убытки ветки от Белоострова до Сестрорецка, построенной Военным министерством от железной дороги Петербург - Рийхимяки. Мориц фон Дезен и Михаил Иванович Миллер предложили приобрести Сестрорецкую ветвь у Финляндской железной дороги с последующей организацией пассажирского сообщения. Планировалось также строительство новой морской пристани в 3 верстах от Сестрорецка, на берегу Сестрорецкой губы, а также дополнительной ветви к Тарховской косе, где существовала пристань.
В январе 1873 года было учреждено «Общество Сестрорецкой железной дороги», которое вступило во владение ветвью 19 апреля 1875 год. Подвижной состав был арендован у Финляндской железной дороги. В гавани, получившей название «Гавань Миллера», из валунов была отсыпана 50-метровая дамба, по которой проложили железнодорожную ветку к пристани. До дамбы путь проходил по самому пляжу.
И вот именно на этой ветке инженер Ф. А. Пироцкий в 1876 году проводил свои опыты по приспособлению рельсового пути к передаче электрогальванического тока для получения патента на изобретение «На электрический способ передачи сил по рельсовым и другим проводникам». Выделили участок протяжением в З 1/2 версты (3,73 км), соединяющий Сестрорецк с пристанью. Опытные машины были установлены на расстоянии свыше одного километра. В качестве проводников для электропередачи использовали рельсы: один как прямой, а второй как обратный провод. После обеспечения необходимых соединений на стыках рельсов опытную электропередачу осуществили успешно. По утверждению автора установки, утечка тока в землю не была заметной. Коэффициент полезного действия передачи, по его же подсчётам, был достаточно высоким. Расходы на приспособление для электропередачи существующего железнодорожного пути были ничтожны - от 50 до 100 рублей на версту. Это событие с полным правом можно считать испытанием первого в мире трамвая.
Но, как это часто бывает, на родине затею не оценили. Пироцкий был изобретателем-одиночкой и не смог найти средства на развитие того самодвижущегося вагона, который впоследствии нарекут трамваем. А вот иностранцы времени зря не теряли. Идеей заинтересовалась фирма «Сименс». Карл фон Сименс встречался с Пироцким и ознакомился с его изобретением. И вот в 1881 году в Берлине фирмой «Сименс» был запущен первый в мире трамвай. В России же первый трамвай был запущен лишь в 1892 году, и было это не в Сестрорецке и даже не в Санкт-Петербурге, а в Киеве. В Санкт-Петербург трамвай пришёл в 1907 году.
Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича Пироцкого сложилась печально. Он вернулся на службу артиллерийским офицером, но был отправлен в 1888 году в отставку в чине полковника за несколько месяцев до 25-летней выслуги, которая могла бы обеспечить ему достойную пенсию. Умер изобретатель в 1898 году в нищете, чтобы оплатить похороны, пришлось заложить мебель…
Когда в следующий раз будете садиться в трамвай, вспомните, что он создан в России, и что первый его маршрут пролегал в Сестрорецке.