Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1496764

Битва за Британию. Лондонское метро. 1940-1941. Часть 2
Разное


Переведено автором публикации

Более 40000 мирных жителей Великобритании погибли от бомбёжек, из них почти половина в столице, где было разрушено и повреждено более миллиона домов.

Самыми важными бомбоубежищами были станции лондонского метро. Хотя многие штатские использовали их как убежище в Первую Мировую войну, в 1939 году правительство отказалось разрешить использование станций в качестве бомбоубежищ, чтобы не мешать потоку пригородных пассажиров и войск, а также из опасений, что укрывшиеся в них откажутся выходить на поверхность и продолжать работу на оборону.

Руководству метрополитена было приказано запирать входы на станции во время налётов, но ко второй неделе интенсивных бомбардировок правительство сдалось и приказало открыть станции. Каждый день люди чинно стояли в очередях до 16 часов, когда позволялось войти на станции.

В середине сентября 1940 года каждую ночь в метро спали примерно 150 000 человек, но зимой и весной их количество снизилось до сотни тысяч. Шум боя на станциях глубокого залегания был приглушён, и спалось здесь лучше, но многие гибли при прямых попаданиях в станции.

В марте 1943 года на станции метро Бетнал-Грин (Bethnal Green) 173 человека, в том числе женщины и дети, погибли в давке, когда одна женщина упала на ступенях при входе на станцию. Одно только прямое попадание бомбы в станцию Сток-Ньюингтон в октябре 1940 года убило 160 мирных жителей.

Пик использования метро в качестве бомбоубежища пришёлся на 27 сентября 1940 года, когда в нём находилось 177 000 человек. Опрос в Лондоне, проведённый в ноябре 1940 года, показал, что около 4% жителей использовали метро и другие крупные укрытия, 9% общественные бомбоубежища на поверхности, и 27% частные домашние убежища, из чего следует, что 60% лондонцев оставались во время налётов дома.

Общественный спрос вынудил правительство в октябре 1940 года начать строительство глубоких укрытий в пределах метро на 80 000 человек, но к тому времени, когда они были закончены, период интенсивных бомбёжек закончился.

К концу 1940 года в подземке и других крупных убежищах были сделаны некоторые улучшения. Власти обеспечили печи и туалеты, а продовольственные поезда подвозили пищу. Были напечатаны билеты на места в больших убежищах, чтобы сократить время ожидания в очередях.

В убежищах быстро образовались комитеты, как неофициальное правительство, и такие организации, как британский Красный Крест и Армия Спасения, участвовали в улучшении условий. Развлечения состояли из концертов, фильмов, спектаклей и книг из местных библиотек.

Хотя интенсивность бомбардировок была не так велика, как ожидалось перед войной, и поэтому сравнивать ожидания и реальность невозможно, никакого психического кризиса при Блице не наблюдалось, даже в период интенсивных бомбёжек сентября 1940 года.

Очевидец-американец писал: «Насколько я могу судить, эти люди полны решимости и не сдадутся… Британцы сильнее и находятся в лучшем положении, чем были в начале». Люди относились к налётам как к погоде, говоря, что день был «очень блицным» (“very blitzy”).

Согласно Анне Фрейд (Anna Freud) и Эдварду Гловеру (Edward Glover), лондонцы, как это ни удивительно, не страдали от обширного военного невроза, в отличие от солдат во время эвакуации из Дюнкерка.

Хотя нервное напряжение военного времени проявлялось во многих приступах тревожности, пищевых расстройствах, апатии, плаче, растерянности и других психических и умственных недугах, общество в целом выстояло.

Количество самоубийств и пьянства снизилось, и в первые три месяца бомбёжки в Лондоне фиксировалось всего по два случая «бомбового невроза» в неделю.

Станция метро Бэлем (Balham) после германского авианалёта. 1940 год


Станция Белэм была одной из многих станций глубокого залегания, которые использовались во время авианалётов как бомбоубежища. В 20.02 полубронебойная осколочная бомба весом в 1400 кг упала на мостовую над северным концом платформ и образовала огромную воронку, в которую затем свалился двухэтажный автобус, ни один пассажир автобуса не погиб.

Ужасное зрелище провалившегося автобуса стало символом Блица [Blitz – бомбардировка Великобритании авиацией гитлеровской Германии в период с 7 сентября 1940 по 10 мая 1941 года, часть Битвы за Британию. Хотя «Блиц» был направлен на многие города по всей стране, он начался с бомбардировки Лондона в течение 57 ночей подряд. К концу мая 1941 года более 40 тысяч мирных жителей, половина из них в Лондоне, были убиты в результате бомбардировок. Большое количество домов в Лондоне было разрушено или повреждено. Целью Гитлера было уничтожение промышленности и выведение Великобритании из войны, поэтому помимо Лондона бомбардировке подверглись также такие важные военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Клайдбанк, Ковентри, Эксетер, Гринок, Шеффилд, Суонси, Ливерпуль, Кингстон-апон-Халл, Манчестер, Портсмут, Плимут, Ноттингем, Брайтон, Истборн, Сандерленд и Саутгемптон].

Северный конец туннеля платформы частично разрушился и заполнился землёй и водой от разбитых труб водопровода и канализации, пролегавших над туннелем, вода также протекла через вспомогательные туннели в южный конец туннеля, обвал и вода проникли на 91 метр на соседнюю станцию Клапем-Саут (Clapham South).

Водонепроницаемые переборки, рассчитанные на то, чтобы пропускать такие потоки, вместо этого удерживали их. Светильники перегорели, увеличив хаос. На станции началась паника, более четырёхсот человек смогли спастись, но 65, а по некоторым подсчётам, 68 человек погибли, главным образом утонули.

Правительство старалось утаить информацию о столь ужасном происшествии, она могла подорвать дух жителей города и отвратить их от использования метро в качестве бомбоубежища.

Однако слухи о смертях в метро быстро распространились. Работы по открытию станции велись до января 1941 года, последние тела были обнаружены в конце декабря. Холодная погода и память о погибших здесь удерживали с тех пор многих от укрытия здесь во время налётов.

В октябре 2000 года в кассовом зале станции была установлена мемориальная доска в память об этом событии. На ней указывалось, что погибли 64 человека, что противоречило и данным Комиссии по британским военным захоронениям (CWGC) тех лет, и другим источникам. 10 октября 2010 года доску заменили, на новой доске количество жертв вообще не указывалось.