Pokazuha.ru
Автор: Черемис
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1504260

Люди из стали-10. Мамкин
Разное > Время СССР


Фашисты использовали узников концлагерей и жителей оккупированных территорий для своих научных экспериментов. Это исторически доказанный факт. Потому, когда детей из Полоцкого детского дома, расположенного на оккупированной территории, вдруг стали заботливо откармливать, горожане насторожились. Раненным солдатам нужна была кровь, а дети, оставшиеся без родителей, показались им отличными донорами. Правда, вот худоваты. Стоит ли объяснять, что нацистов не интересовала дальнейшая судьба доноров. Их просто планировали выжать до последней капли крови.

Директор детдома Михаил Форинко убедил немцев в том, что качество крови от бедных и исхудалых доноров, вряд ли улучшит здоровье солдат. А дети на самом деле были худыми и бледными от постоянного недоедания. Разве кровь без нужного уровня гемоглобина и витаминов поможет раненным? К тому же дети постоянно болеют, поскольку в здании нет окон, нет дров для отопления. А значит, тоже не годятся на эту роль.

Форинко был убедителен и немецкое руководство с ним согласилось. Детей было решено переправить в другой немецкий гарнизон, где было крепкое хозяйство. Для немцев все было логичным, на самом деле это было первым шагом к спасению детей. Планировалось вывести ребят к партизанам, а потом эвакуировать на самолете.
154 ребенка из детского дома, около 40 их воспитателей, несколько членов подпольной группы и партизаны выдвинулись из города в ночь на 19 февраля 1944 года. Детям было 3-14 лет. Стояла гробовая тишина. Мальчишки и девчонки давно разучились смеяться и баловаться как обычная ребятня, а в этот день и вовсе все понимали, что происходящее смертельно опасно.

В лесу дежурили партизаны, на случай если немцы раскроют заговор и кинутся в погоню. Там же ждал поезд из саней – больше тридцати штук. Это была настоящая военная операция: в небе кружили советские самолеты. Их задачей было отвлечь внимание немцев, чтобы они не хватились пропавших детей.

Ребят предупредили о том, что если вдруг выстрелит осветительная ракета, то нужно замереть. Колонна несколько раз останавливалась, чтобы остаться незамеченной. Все эти меры помогли привезти детей к партизанам в целости и сохранности.
Но до конца операции было еще далеко. Немцы на следующее утро, конечно же, обнаружили пропажу. Тот факт, что их обвели вокруг пальца, вывел их из себя. Была организована погоня и план перехват. Партизанский тыл вовсе не был безопасен, а укрыть в лесу зимой полторы сотни маленьких детей невозможно.

Два самолета, которые снабжали партизан этого отряда боеприпасами и едой, на обратном пути забирали с собой детей. Чтобы увеличить количество пассажирских мест, под крылья приделали специальные люльки. К тому же летчики вылетали без штурманов, чтобы не занимать столь необходимое место.

В общей сложности во время этой операции в тыл было вывезено больше пятисот человек, помимо воспитанников детского дома. Но один из полетов, самый последний, стал историческим. На дворе уже был апрель, за штурвалом лейтенант Александр Мамкин. Несмотря на то, что на момент происходящих событий ему было всего 28 лет, он уже был опытным летчиком. Его боевой опыт включал больше семи десятков полетов в немецкий тыл.
По этому маршруту Мамкин летел уже девятый раз, то есть он уже девять раз вывозил пассажиров. Самолет садился на озеро, нужно было торопиться еще и потому что, с каждым днем становилось теплее и лед уже был ненадежен.

Операция «Звездочка» - такое название дали кампании по вывозу детей из партизанского тыла, подходила к концу. В самолет Мамкина усадили десять ребят, их воспитательницу и двух партизан, получивших ранения. Сначала полет был спокойным, а потом самолет подбили…

Мамкин уже вывел самолет за линию фронта, но огонь на борту только разгорался. Опытный летчик должен бы был набрать высоту и прыгнуть с парашютом, чтобы спасти себе жизнь. Если бы был один. Но у него были пассажиры. Те, чьи жизни он не собирался отдавать. Мальчишки и девчонки не для того прошли столь сложный путь, для того чтобы погибнуть вот так, в полушаге от спасения.

Мамкин вел самолет дальше. Уже начала гореть кабина пилота, у него расплавились очки, буквально вросли в кожу, плавилась и тлела одежда, шлем, он плохо видел из-за дыма и бесконечной боли. Но он все равно. Просто. Вел. Самолет.
Ноги пилота практически обуглились, он слышал детский плач за спиной. Испуганные ребята, так отчаянно боровшиеся за жизнь, не могли смириться с такой участью. Но между ними и смертью стоял Мамкин. На берегу озера он сумел найти пригодную для посадки площадку, к этому времени уже горела перегородка между пилотом и пассажирами, огонь добирался до детей, пилот уже горел полностью. Но железная воля Мамкина не дала ему погибнуть, не закончив начатое дело. И он победил. Победил ценой собственной жизни, но сохранил жизни своих пассажиров.

Он даже вышел из кабины и спросил, живы ли дети. Получив утвердительный ответ, он отключился. Врачи, которые позже осматривали тело, не могли понять, как он, имея такие ожоги и фактически полностью сгоревшие ноги, мог вести самолет? Откуда в летчике взялась такая железная воля, которая помогла удержать ему ясность сознания, превозмогая болевой шок?