Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1504343

Суровые плакаты советской антирелигиозной пропаганды. 1922-1941-е годы. Часть 1
Разное > Время СССР


От автора публикации. Я – атеист, но уважаю истинную веру. И в той же мере, в какой сейчас осуждаю насильственное насаждение религии в современной России, я не одобряю методы, которыми боролись с религией в годы советской власти, особенно в довоенный период. Этот текст взял на одном из зарубежных сайтов и перевёл.

Эти плакаты были напечатаны в советском антирелигиозном журнале «Безбожник» с 1922 по 1941 год. Главной целью журнала была борьба с религиозными верованиями, которые отвлекали рабочий класс от созидательного труда.

Журнал был основан Союзом воинствующих безбожников [здесь неувязочка: этот союз был создан только в 1925 году].

В нём публиковались работы карикатуристов Н.Ф. Денисовского, М.М. Черемных, Д.С. Моора, К.С. Елисеева и других. Тираж «Безбожника» в 1932 году составил 200 000 экземпляров.

Журнал активно боролся со всеми религиями, поэтому основной мишенью для нападок были попы и раввины. Часто обвиняя их в союзе с богачами и контрреволюционерами, их клеймили за коррупцию и тунеядство и видели в них орудие, которое богачи использовали для управления массами.

Высмеивались также религиозные и народные праздники. Издатели критиковали Песах (еврейскую Пасху) за поощрение излишнего пития, а пророк Илия был назван алкоголиком, «напивавшимся, как свинья».

Атеизм был одной из основ советской идеологии.

Большевики вели разностороннюю деятельность: они уничтожали церкви, казнили священников, наводняли школы и печать антирелигиозной пропагандой и насаждали «научный атеизм».

Они стремились искоренить религию самыми разными методами. Так, СССР стал первой страной в мире, сделавшей официальной идеологией уничтожение существующей религии и недопущение в будущем её возрождения.

Основатель советского государства Владимир Ленин видел это так: «Религия – это опиум для народа; эта фраза Маркса – краеугольный камень всей марксистской идеологии в отношении религии. Все современные религии и церкви, любой и всякий вид религиозных организаций всегда рассматриваются марксизмом как органы буржуазной реакции, используемые для защиты эксплуатации и одурманивания рабочего класса» [текст переведён мною с английского; возможно, он не полностью совпадает с подлинной цитатой Ленина].
[В действительности изначально фраза звучала так: «религия есть опиум народа», и Маркс позаимствовал её у немецкого писателя Новалиса, сказавшего в 1798 году: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу»; учитывая, что в то время опий не считался наркотиком и применялся как эффективное болеутоляющее средство, фраза имела тогда совсем иной смысл].

Особенную непримиримость большевики проявляли к русской православной церкви, которая в годы гражданской войны поддерживала белое движение; в ней они видели сторонницу возрождения царизма.

Во время коллективизации православные священники распространяли брошюры, в которых говорилось, что советская власть – это Антихрист, пришедший, чтобы пометить «дьявольским клеймом» крестьян, и содержались призывы к сопротивлению.

Антирелигиозная и атеистическая пропаганда осуществлялась, начиная со школьной скамьи, и даже подменяла церковные ритуалы и обычаи своими.

Хотя Ленин ввёл в Советской России григорианский календарь, в дальнейшем предпринимались усилия по реорганизации рабочей недели, чтобы повысить производительность труда рабочих (подробнее об этом – в моей публикации 1428922 «Заглянем в табель-календарь»).

В течение года после [октябрьской] революции государство экспроприировало всю церковную собственность, в том числе и сами церкви, в период с 1922 по 1926 год были убиты 28 православных епископов и более 1200 священников, ещё большее число священников подверглось гонениям и отправке в лагеря. Большинство семинарий было закрыто, а издание религиозной литературы было запрещено.

Русская православная церковь, имевшая перед Первой Мировой войной 54 000 приходов, к 1940 году осталась всего с пятью сотнями приходов. К этому же времени 90% всех церквей, синагог и мечетей, действовавших до 1917 года, были закрыты или снесены.