Pokazuha.ru
Автор: Serj Utkin
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1514929

Как я разбил окно. Рассказ из сборника "История болезни"
Творчество > Проза (свое)


Удивительно, как порой всплывают сюжеты для очередного рассказа. Признаться, я думал, что в "Истории болезни" давно поставлена финальная точка. Ан нет. И, судя по всему, скоро придётся переделывать книжку в двухтомник. А, может, и в трёх…

Издалека зайду, чтоб понятно было. Есть в нашем граде Петровом такой персонаж – Павел Перец. По первому образованию столяр, а по жизни кем только не был – и на дуде игрец, и в газетки писец, и вообще молодец. Сейчас Павел довольно известный питерский гид, водит экскурсии. Причём, не только в Питере, но и в Москве, и в Нижнем. Даже до городу Парижу добрался, не говоря уже о Берлине. Свои похождения Павел снимает на видео и выкладывает это дело на YouTube. Уж не помню, каким образом меня занесло на его канал, но залип я там сразу и навсегда. Есть там что посмотреть и послушать.
Так вот. 24 марта 2021 года на канале Павла появилась новая экскурсия "Изнанка буржуазии". Название мало стыкуется с содержимым, ну да это дело хозяйское. А по сути — нарезал Павел с оператором круг по дворам Одесской, Кавалергардской и Тверской улиц. Как понимаете, всё это родные мои места. А двор дома номер 2 по Одесской улице особенно памятен. Чтобы было понятно, построен этот дом в шестидесятых годах, специально для работников Смольного. А вот стоящий рядом дом стоит с начала двадцатого века, если не ранее. Его адрес — Очаковская улица, дом 8. Здание примечательно тем, что со второго по четвёртый этаж занимало общежитие МВД (сейчас это называется "Дом учреждений МВД"). А на первом этаже был филиал детской поликлиники Смольнинского района. Участковые врачи и большинство специалистов сидели в двухэтажном особняке на Второй Советской, а здесь были лаборатории по сдаче анализов, несколько кабинетов ЛФК, ещё что-то… А, главное, был здесь кабинет окулиста. И ещё одна важная деталь: примерно в центре двора стояла вентиляционная будка. Бомбоубежище в подвале воздухом снабжала.
Это место действия. Время действия – год одна тысяча девятьсот восемьдесят первый, лето. То есть, каникулы и я, как всегда, болтаюсь в городе. Все друзья и знакомые разъехались по пионерлагерям и дачам, я фактически один. И тут во дворе появляется пацан примерно моего возраста. Стоит, чеканит мячик футбольный. Подошёл я, предложил сыграть. Играл пацан классно, я так и сказал. Слово за слово, познакомились. Андрюха оказался из Сыктывкара, приехал на пару недель погостить у сестры. А сестра как раз в общежитии МВД и жила. Та часть здания, что ближе к Очаковской, была женской общагой. Мужское общежитие занимало вторую половину, которая выходила к Тверской улице. Вернее, упиралась в дом 15, я о нём рассказывал.
За неделю мы с Андрюхой крепко сдружились. Дня не проходило, чтобы мы в футбол не гоняли. В Таврический бегали, к на Неве корабли смотрели. Андрюха научил меня лепить из пластилина ковбоев и лошадей. В общем, скучать некогда было.
В один прекрасный день мы пинали мяч в третьем от этого дворе. Как раз у моего дома. Там были глухие стены-брандмауэры, практически без окон. Поэтому играть там было безопасно. Ну, почти безопасно… Андрюха как раз показывал мне новый финт с ударом по воротам, я усердно лупил в стенку и принимал отскакивающий мяч. Но тут пришла Андрюхина сестра и позвала его обедать. Я обедать не собирался и хотел продолжить тренировку в своём дворе. Однако Андрюха уговорил меня пойти в его двор. Там, мол, он из окна будет смотреть, как я удары отрабатываю.
И на фига я согласился? Лучше бы тоже обедать пошёл. Но вместо этого я потопал во двор женского общежития. Андрюха исчез в глубине общаги, куда посторонним вход был строго запрещён, и почти сразу появился в окне второго этажа — кажется, второе окно слева. Видимо, там была кухня. Андрюха сидел на подоконнике и командовал:
– Резче удар! Мяч принимай мягче!

Я послушно направлял мяч в стену дома, не обращая внимания на приоткрытое окно, за которым виднелась всем знакомая таблица для проверки зрения. От земли до окна там около метра, я направлял мяч низом и всё было бы хорошо. Если бы после очередного отскока Андрюха не скомандовал:
– Молодец! Добавляй!
Я послушно "добавил". Мяч пошёл по красивой дуге и с треском выбил стекло.
– Беги! – Заорал Андрюха.
Эта команда была совершенно лишней. Схватив мячик, я выскочил через арку на Одесскую улицу. Рядом с аркой у дома выступ с лоджиями, я заскочил за него и остановился. Сердце колотилось где-то в горле и дальше бежать я всё равно не смог бы. Здесь меня и нашла врач-окулист, молодая женщина. Я стоял, вжавшись в стенку и виновато сопел. Женщина с минуту молча смотрела на мою перепуганную физиономию. И ушла. А я поплёлся в свой двор.
С того дня мы в футбол играли только во дворе моего дома. Потом Андрюха уехал, разбитое стекло заменили и история потихоньку стала забываться. Всё-таки, без малого сорок лет прошло.

Но за все эти годы я не разбил ни одного стекла.