Pokazuha.ru
Автор: Черемис
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1529461

Люди из стали 48.Фарит Шагалеев
Разное > Время СССР


Он сажал вертолёт туда, куда невозможно и спасал сотни жизней. Как воевал первый Герой Советского Союза среди пограничников- "афганцев"

К моменту отправки в Афганистан Фарит Шагалеев уже имел достаточный лётный опыт: аэроклуб ДОСААФ, прыжки с парашютом, служба в армии командиром вертолёта. Потом экстерном окончил Сызранское ВВАУЛ и на 5 лет отправился в Тихоокеанский пограничный округ. В 1979 году Фарита Султановича назначили заместителем командира по лётной подготовке отдельной вертолётной эскадрильи Среднеазиатского пограничного округа в городе Мары.
Близкое знакомство с Афганистаном началось ещё до начала военных действий. Шагалеев возил туда грузы народно-хозяйственного значения. Свой первый боевой вылет совершил в январе 1980 года.
Особенно ненавидел Шагалеева полевой командир Абдула Вахоб. Развернув активную криминальную деятельность вблизи советских границ, он чувствовал себя спокойно, пока его не стали «доставать» лётчики 23-й вертолётной эскадрильи, которой командовал Шагалеев. Добычу полезных ископаемых и наркотрафик пришлось сворачивать. Это настолько вывело из себя боевика, что он объявил на лётчика масштабную охоту. И даже пообещал миллион афгани тому, кто приведёт «шурави» к нему, или хотя бы уничтожит. Но всё оказалось бесполезно.
Уровень управления вертолётом от Фарита Султановича можно было сравнить с искусством. Он сам чаще всего вспоминал, как «играл со смертью» в узком, извилистом ущелье, над которым был сбит наш вертолёт. Лётчик забыл о том, что его могут сбить тоже. Главным врагом стали скалы, которые чуть-чуть не цепляли за винт и колёса. Он делал крутые виражи, взлетал и снова лавировал.
Когда увидел сбитый вертолёт в глубине ущелья, сжалось сердце. О приземлении внизу не могло идти речи. Единственным шансом оставался выступ скалы, выдававшийся чуть влево пониже вершины. Фарит «встал» на него передним и основным колесом, зависнув третьей точкой над пропастью. Вместо неё с математической точностью включился профессионализм лётчика.
Пятнадцать минут люди поднимались на борт и каждую секунду из этого времени Шагалеев просчитывал движения ручкой управления – миллиметры влево или вправо. Он просчитывал вес, его перемещение по лестнице и внутри машины. Просчитывал на грани интуиции. Малейшее неверное движение и лопасти разобьются о скалу, или вертолёт сорвётся вниз. И то, и другое – верная гибель. Но он спас десантников и экипаж.
За все годы боёв в Афганистане он в любую погоду, днём или ночью мчался на помощь товарищам. Случалось, находился в воздухе по 14 часов и совершал до 20 посадок под огнём. Часто возвращался с пробоинами и различными повреждениями, но не потерял ни одной боевой машины. Первым из лётчиков начал высаживать десанты на высоте более 3,5 тыс. м, потом стал выполнять такие приказы и в ночное время.
В октябре 1981 года он вывез из окружения группу пограничников в 80 бойцов. В январе следующего года, защищая десант, залпом уничтожил группу моджахедов во главе с командиром. За период участия в боевых действиях лично спас более 300 боевых товарищей. Совершил свыше 1200 боевых вылетов на вертолётах Ми-8 и Ми-24.
Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года подполковнику Фариту Султановичу Шагалееву было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В его же наградном активе ордена «Октябрьской Революции» и «За личное мужество», медали СССР и России.
В Афганистане он бывал в командировках несколько раз. Был среди тех, кто обеспечивал воздушное прикрытие выхода советских войск.
После войны служил на Камчатке. Пришлось поучаствовать в конфликте во время гражданской войны в Таджикистане. Тогда они охраняли таджикско-афганскую границу.
Вышел в запас в 1997 году и до конца жизни прожил в Москве.