Pokazuha.ru
Автор: Черемис
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1542761

Банные традиции Руси
Разное > Люди


В данной публикации представлена любопытная подборка снимков 100-летней давности. На них, в начале XX века, были запечатлён важный культурный срез уходящей к тому моменту эпохи — банных традиций. Часть снимков сделана в рамках краеведческих экспедиций в период с 1905 по 1927 год, часть иллюстраций относится к более позднему периоду 1950-м годам.
Любопытна подборка тем, что они сделаны в разных частях нашей страны от ленинградской области до Сибири и представлены в полном разнообразии от земляных и черных бань, до банек на воде. Ареал и распространение именно русско-финно-угорских банных традиций на территории Российской империи и Советского Союза тема отдельная и обширная.
Стоит лишь отметить, что по немногим исследованиям "Родиной Русской Бани" считается бассейн Западной Двины и район вокруг озера Ильмень, откуда она затем распространяется на Юг и Восток. Далее на юге она смешивается с традицией "мытья в печи", которое, тоже следует рассматривать отдельно.
Происхождение русской банной традиции
Первые упоминания о бане встречаются в летописях X–XII веков. Однако археологические находки говорят о том, что баня существовала на Руси ещё в V–VI веках. Одними из первых упоминаний о бане являются записи Геродота, Ибн Даста и летопись Нестора. Баня с давних пор была частью жилого комплекса у народов населяющих территорию Российской Федерации.
Изначально её строили в виде землянки, затем под неё стали использовать небольшие пустующие жилища, а затем начали строиться срубные бани.
Чаще всего бани располагали группами на краю деревни, вблизи ручья или на берегу реки. В некоторых деревнях печь была обращена устьем к входной двери, а в других — к боковому окну.
Количество бань отличалось от региона к региону. К примеру, в татарских сёлах баню имели почти все середняки, а бедняки ставили одну баню на несколько дворов. Печь в бане обычно была металлической, реже — кирпичной.

Баню использовали не только для поддержания гигиены, но и для лечения различных недугов, сушки лучины и трав, а также для хранения утвари.
У разных народов России есть общие традиции, связанные с посещением бани.
Например, нельзя идти в парилку на голодный желудок, а голову нужно мочить только после того, как вы уже попарились. В бане можно парить только расслабленные мышцы, поэтому перед тем как начать париться, нужно немного полежать на полке.
Однако у башкир и татар есть и свои особенности. Например, для споласкивания водой во время мытья в бане они используют кувшины. В предбанниках можно увидеть вышитые подушечки, разнообразные накидки и яркие самодельные коврики. После бани часто пили кумыс.

Завершается традиционная банная процедура вытиранием, которое может быть в виде промокания или растирания жёстким полотенцем. А ври обливаться холодной водой и «купаться» в снегу — не рекомендуется, особенно это важно для пожилых людей и тех, кто перенёс болезни.
Почти все народы, где встречается "русская баня", используют веники, которые изготавливаются преимущественно из берёзы и дуба, реже — из липы и других растений. Веники выбираются по народным приметам.

Парение веником — это настоящее искусство, которое включает в себя несколько элементов: поглаживание, постегивание и похлёстывание.

В бане отдыхают, пьют горячий чай из трав и готовят «легкий» пар.

Второй по значимости функцией бани была лечебная. Многие народы считали, что болезни посылаются нечистой силой, которая может даже вселиться в человека.
Банный мистицизм

Например, у коми-зырян, башкир, крещёных татар и удмуртов баня считалась опасным местом, где обитают злые духи. Поэтому в ней запрещалось находиться слишком долго и оставлять младенцев без присмотра. Люди верили, что болезни могут появиться, если разозлить духов.
У марийцев, нельзя мыться после полуночи, там моется Банник с супругой. Также закончив мытьё, надо набрать в ковш и оставить его на полкЕ, для Банника.

Чуваши тоже верили, что все болезни — следствие нарушения норм поведения, а также игнорирования правил общения между живыми людьми и духами. По их поверьям, в бане мог присутствовать злой дух, который входит в человека, если тот находится в плохом настроении. Знания, средства и приёмы народной медицины использовались практически в каждой семье. В основе лечения в бане лежали «выпаривание» болезни, массаж и другие процедуры.
Баня занимала важное место в жизни многих народов. Её считали идеальным местом для родов из-за тепла, воды и уединения. Также роды и роженица считались «нечистыми», поэтому их старались удалить из дома. С баней были связаны и некоторые похоронно-поминальные обряды. Например, у мордвы и удмуртов топили баню для предков и участников похорон. У мордвы также топили баню в Великую пятницу. А у удмуртов и коми — перед поминками.
Перед свадьбой невесту обязательно мыли в бане. У коми это происходило накануне свадьбы, а у марийцев, мордвы и некоторых удмуртских деревень — в день свадьбы. У мордвы такая баня называлась «баней девичества».

Также в бане мылись перед первой брачной ночью, после которой в доме проводилось угощение в кругу родственников.
Обрядовая баня была распространена в свадебном обиходе тюркских народов. В этой традиции лежат воззрения, связанные с очистительной силой воды.
У башкир невеста шла в баню вместе с подругами и купалась с ними. Старшая сноха опрыскивала раскалённые камни напитком, привезённым роднёй жениха, и при этом произносила благопожелания. Сначала невесту должна была парить девушка, у которой живы родители, а затем остальные. После купания невесты к перекладине привязывали белый лоскуток в знак дани хозяину бани, иначе невесте грозила бездетность или несчастливая жизнь в замужестве.
Календарные праздники с использованием бани были важной частью сохранения здоровья у исследуемых народов. Они делились на «общественные» и «семейные». Например, у мордвы перед Рождеством и в Вербное воскресенье в бане проводили различные игры.
Также проводились и другие праздники с обязательным ритуалом перед ними — мытьём в бане: Троица, Пасха и другие (у финно-угорских народов и чувашей), Иванов день, Власий зимний (у коми).
У мордвы были «масленичные бани», а у удмуртов при проводах Масленицы такого обряда не было, но во время праздника к оглоблям в упряжи коня подвязывали банные веники.
Бани использовались и для посиделок. Женщины бывали в них почти каждый день и узнавали здесь все новости. Поэтому часто приходилось выслушивать нарекания от мужей за долгое пребывание в бане.
В обрядах важное место занимали приметы и гадания, касающиеся урожая и личной жизни человека. В бане гадали с использованием предметов обихода, пищи, воды. Смысл гаданий сводился к психологическим размышлениям о будущем. Магические обряды и заговоры как часть устного народного творчества уходят корнями в многовековой опыт народа.
Баня — это периферия социального пространства крестьянского двора, поэтому в ней есть внутренний мир, противоположный миру дома. К самой бане у народов сложилось особое отношение: заходя в неё, обязательно обращались к банному божеству. Существовало поверье, что в бане обитает множество злых духов. В бане происходили обряды очистительного и магического характера, которые часто сопровождались чтением заговоров.