Pokazuha.ru
Автор: Черемис
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1545928
Вардзия - пещерный город царицы Тамары
Разное > Путешествия
Пещерный город Вардзия в Грузии появился более восьмисот лет назад.
В 1185 году на грузинский престол взошла Тамара. Женщина-правительница была необычным явлением не только для Грузии, но и для всей Европы двенадцатого века. Тем не менее, её царствование сопровождалось расцветом культуры. Тамара пожелала построить монастырь, но была проблема: монголы.
Монгольская империя неумолимо росла, и небольшая Грузия оказалась под постоянной угрозой. Тогда у царицы появилась идея высечь монастырь в скале.
Суровые времена привели к суровому решению. Для секретных работ над святилищем выбрали гору Эрушети неподалёку от города Аспиндзы.
В двенадцатом веке столь масштабное строительство требовало гигантских физических усилий. Мотивацией служила христианская вера и стремление защитить свой образ жизни и культуру от вторжения монголов.
Естественные пещеры расширили и высекли ещё 13 уровней, чтобы создать более 6000 жилых мест. Добраться до этого подземного царства можно было лишь через секретный туннель, который начинался в близлежащей реке Мтквари.
Внешняя земля скрытого в горе монастыря отличалась высоким плодородием. Монахи даже создали систему орошения и водопровод. Возможно, это был первый пример самодостаточной (с точки зрения еды и воды) структуры в Европе, которая к тому же была неприступной.
Пещерный город Вардзия избежал монголов, но комплекс разрушился от мощного землетрясения, произошедшего в 1283 году. Основная часть неприступного монастыря низверглась каскадом вниз по склону горы Эрушети.
Катастрофа унесла две трети скрытого города менее чем через сто лет после его строительства, но многие фрески сохранились.
Монастырь продолжал функционировать до 1551 года, но затем персидский шах Тахмаспа атаковал и разграбил его, убив монахов. Именно тогда Вардзия окончательно забросили.
В ХХ веке в монастырь вернулись монахи. Их небольшая группа остается там по сей день. В настоящее время это скорее музей, чем монастырь, но он до сих пор служит напоминанием о том, на какие крайности может пойти народ, защищая свою культуру .