Pokazuha.ru
Автор: woodenfrog
Ссылка: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1563775
Невероятная схватка эсминца с подводной лодкой
Разное
Военно-морская любовь
По морям, играя, носится
с миноносцем миноносица.
Льнёт, как будто к мёду осочка,
к миноносцу миноносочка.
И конца б не довелось ему,
благодушью миноносьему.
Вдруг прожектор, вздев на нос очки,
впился в спину миноносочки.
Как взревет медноголосина:
«Р-р-р-астакая миноносина!»
Прямо ль, влево ль, вправо ль бросится,
а сбежала миноносица.
Но ударить удалось ему
по ребру по миноносьему.
Плач и вой морями носится:
овдовела миноносица.
И чего это несносен нам
мир в семействе миноносином?
Владимир Маяковский. 1915 г.
Я увидел фотографию траурной церемонии на борту американского авианосца «Кард» (USS Card), когда готовил публикацию очередной части своего огромного цикла «Фотографии Второй Мировой из мусорной корзины». Подпись под снимком гласила:
В Атлантике. 16 ноября 1943 года. С опущенными головами… выжившие в легендарных боях между старым четырёхтрубным эсминцем «Бори» (USS Borie) и двумя нацистскими подводными лодками посетили поминальную службу по 27 офицерам и матросам, погибшим при одержании двойной победы. Служба состоялась на борту авианосца «Кард» (USS Card), торпедоносцы которого нанесли по «Бори» «удар милосердия» (coup de grace), когда стало ясно, что эсминец не спасти. На капитанском мостике «Карда»: капеллан С.У. Белл (S.W. Bell, крайний слева), читавший панихиду по корабельной громкоговорящей связи; капитан Арнольд Дж. Избелл (Arnold J. Isbell, в центре); и лейтенант-коммандер (тогда лейтенант) Чарльз Х. Хатчинс (Charles H. Hutchins), капитан «Бори». Источник фото: фото ВВС США.
Я решил узнать подробности об этом бое и делюсь ими с вами. Бой был действительно легендарным. И, возможно, это был единственный случай в военной истории, когда сошлись в ближнем бою экипажи американского эсминца и немецкой подводной лодки. Информацию взял со страницы Википедии Borie_(DD-215) и перевёл её на русский.
Сначала «Бори» легко справился с нацистской подводной лодкой U-256 (она дала масляное пятно, и Хатчинс решил, что лодка потоплена; позже выяснилось, что она с большими повреждениями вернулась на базу). Но затем эсминец обнаружил ещё одну вражескую подводную лодку, U-405, и завязался отчаянный бой. В море были волны высотой 4,5 метра, штормовой ветер и плохая видимость. Эсминец сначала сбросил глубинные бомбы, после чего подводная лодка всплыла на поверхность. «Бори» пошёл во вторую атаку, применив огонь из четырёхдюймовых и 20-миллиметровых орудий с расстояния в 370 м. Шесть 20-миллиметровых автоматических пушек подлодки ударили по носовому машинному отделению и нанесли несколько рассеянных и безвредных ударов рядом с капитанским мостиком «Бори», а расчёт палубного орудия развернул 88-миллиметровую пушку и нацелил её для первого выстрела по ватерлинии эсминца; но 20-миллиметровые пушки «Бори» уничтожили всех подводников, оказавшихся на палубе, а залп из трёх четырёхдюймовых снарядов снёс палубную пушку лодки до того, как она успела выстрелить. Затем «Бори» пошёл на сближение и на таран U-405, но подлодка в последний момент сделала резкий крен на левый борт, и огромная волна подняла нос «Бори» на бак субмарины. После тарана «Бори» оказался центральной частью на U-405, и пока они не разъединились, произошла перестрелка стрелковым оружием. Это был уникальный бой: в отличие от большинства других современных морских боёв, исход этого боя был решён тараном и перестрелкой из личного оружия с ближней дистанции. 24-дюймовый (60 см) прожектор «Бори» освещал подлодку в ходе всего завязавшегося боя, за исключением коротких перерывов, когда его отворачивали по тактическим соображениям.
Два корабля сначала располагались почти перпендикулярно друг к другу; в ходе боя воздействие волн и стремление обеих команд отделиться от вражеского корабля надолго зажали их в форме буквы "V", подлодка оказалась у левого борта «Бори». Оба корабля сцепились под острым углом в 25–30°. Под напором воды швы в передней части корпуса «Бори» стали расходиться, и переднее машинное отделение оказалось затопленным. Корпус субмарины, сделанный из более толстой стали и с более крепкими бимсами, чтобы она могла погружаться на большую глубину, лучше справлялся с давлением воды. Хатчинс впоследствии докладывал: «Мы были поражены стойкостью и крепостью этих лодок».
В обычных условиях в бою в надводном положении превосходство эсминца в вооружении, скорости и запасе плавучести было бы решающим. Но в этом невероятном случае эсминец не мог опустить свои четырёх- и трёхдюймовые палубные орудия так, чтобы выстрелить по подводной лодке, при этом все пулемёты субмарины были наготове. Один или два расчёта четырёхдюймовых орудий «Бори» пытались вести огонь, но снаряды летели выше цели. К тому же у экипажа эсминца было малое количество стрелкового оружия, а палубное вооружение немецкой лодки было полностью открыто и не имело защиты. Начальник штаба привёл в пример практически одинаковую ситуацию в ходе учений 27 октября – теоретический таран подводной лодки в левый борт – и в итоге после тарана экипаж «Бори» тут же вступил в бой, не ожидая приказа.
В затяжном и жестоком бою несколько немецких моряков были убиты при отчаянной попытке воспользоваться палубной артиллерией подводной лодки. Как только подводник выбирался из аварийного люка и бежал к пушке, его освещал прожектор «Бори», и он попадал под шквальный огонь. Команда «Бори» сражалась с врагом всем, что было под рукой: автоматами, винтовками, пистолетами, дробовиками, предназначенными для подавления бунта! (shotguns intended for riot control), и даже пистолетом Вери [Very pistol, ракетница]. Старпом «Бори» и сигнальщик в ходе боя вели огонь с капитанского мостика. Один немецкий матрос был ранен в грудь выстрелом из ракетницы. Одна из двух зенитных пушек «Эрликон» калибром 20 мм (Oerlikon 20 mm) тоже могла вести огонь.
Экипаж «Бори» мог ясно разглядеть эмблему с изображением белого медведя на рубке и три цифры номера субмарины. Нос лодки был сильно повреждён глубинными бомбами, и она не могла уйти под воду. Палубное вооружение лодки было впечатляющим: помимо 88-мм корабельной пушки SK C/35 она располагала шестью зенитными автоматическими пушками Flak 38, на одном счетверённом лафете и четырьмя на отдельных (обратите внимание, счетверённый лафет + 4 одиночных – это 5 лафетов и 8 пушек, а не 6). Эти орудия могли бы нанести сильный урон ничем не прикрытому экипажу «Бори», если бы при них постоянно находились расчёты. Время от времени немецкий подводник подбирался к одной из зениток и открывал огонь, но тут же оказывался убитым. Другие немецкие матросы вели беспорядочный огонь из личного оружия из открытых люков.
Затопление U-405
Наконец, U-405 и «Бори» отделились друг от друга, и экипажи попытались утопить друг друга торпедами, но безуспешно. К этому времени 35 из 49 членов немецкого экипажа уже были убиты или смыты за борт. «Бори» тоже был сильно повреждён и двигался малым ходом, а вот лодка ещё была способна маневрировать на такой же скорости. Меньший радиус поворота U-405 успешно мешал «Бори» применить превосходящую бортовую артиллерию, а командир, корветтенкапитан [капитан 3 ранга] Рольф-Хайнрих Хопман (Rolf-Heinrich Hopmann), мастерски маневрировал сильно повреждённой лодкой с оставшимися в живых членами экипажа.
«Бори» погасил прожектор, его команда надеялась, что U-405 попробует улизнуть и станет удобной целью для артиллерийского огня. Подлодка действительно попыталась набрать скорость и удрать, и «Бори» снова включил прожектор и изготовил к бою бортовую артиллерию и бомбомёт.
Лодка была взята в клещи глубинными бомбами, установленными на малую глубину, в неё также угодил четырёхдюймовый снаряд, и она потеряла ход. Экипаж «Бори» наблюдал, как 14 матросов давали сигналы о сдаче и покидали лодку на жёлтых надувных плотах, и Хатчинс отдал приказ прекратить огонь; несколько подводников были ранены, и их погрузили на плоты на носилках их товарищи. На последнем человеке, покинувшем обречённую субмарину, была офицерская фуражка. U-405 медленно затонула, задрав корму, в 2:57. Было видно, как она взорвалась под водой, возможно, сработали заряды для её затопления, установленные последним покинувшим лодку офицером.
Позже Хатчинс докладывал:
«Когда субмарина затонула, отовсюду послышались вопли – возможно, их услышали даже в Берлине. Матросы обнимались, хлопали друг друга по спине, и всё это во время боя, были минуты, когда было просто забавно наблюдать за этим, особенно когда подводная лодка оказалась внизу… прежде их единственным желанием было поймать субмарину, сбросить на неё глубинные бомбы, заставить её всплыть на поверхность и затем пустить на дно орудийным огнём, но случившееся с лихвой оправдало их надежды».
Выжившие пускали сигнальные ракеты; на «Бори» посчитали это сигналом бедствия и сманеврировали, пытаясь подобрать их с резиновых плотов, когда они оказались в 50-60 ярдах (46-55 м) от носа по левому борту. Но оказалось, что немцы подавали сигналы другой всплывшей подводной лодке, которая ответила своей осветительной ракетой. Вперёдсмотрящий «Бори» доложил, что с этой лодки была выпущена торпеда, прошедшая рядом, и «Бори» не оставалось ничего иного, как спастись, покинув место боя. «Бори» пришлось идти мимо плотов U-405 с выжившими, когда он уворачивался от другой подлодки, при этом матросы на плотах выпустили ещё одну ракету, когда эсминец полным ходом уходил зигзагами. Выживших немцев ни одна сторона так и не подняла на борт; все 49 членов экипажа U-405 погибли.
Ликующая радиограмма о потоплении U-405 была послана на [авианосец] «Кард», а после боя на «Бори» осознали степень повреждения эсминца. Потом радио «Бори» умолкло. Он пытался выйти к месту встречи с остальными кораблями тактической группы «Карда», запланированной на время вскоре после восхода.
В обнаруженных после войны немецких документах не содержится упоминания о нахождении в том месте и в то время другой подводной лодки, кроме U-405.
Затопление «Бори»
Из-за отсутствия электроэнергии экипажу пришлось дождаться наступления дня, чтобы оценить урон, нанесённый эсминцу. Рассвет принёс густой туман. «Бори» был слишком серьёзно повреждён, чтобы вовремя прийти к месту встречи или даже быть отбуксированным в порт другими кораблями. Ему был нанесён тяжёлый урон ниже ватерлинии по всему левому борту, также были повреждены оба машинных отделения, так как перед тем, как отделиться друг от друга, эсминец и подлодка бились друг о друга бортами. Из-за волн высотой 4,5 метра, которые бились о «Бори», когда он сцепился корпусом с подводной лодкой, на всём корабле были повреждены важнейшие системы управления.
Носовое машинное отделение и генераторы были полностью затоплены, и работал лишь двигатель в частично затопленном кормовом машинном отделении по правому борту. Вспомогательная энергетическая установка была утеряна, и скорость упала. Главным уроном было повреждение корпуса; но были также разорваны паро- и водопроводы, была потеряна и значительная часть пресной воды для котлов, что усугубляло проблему с двигателями. В итоге Хатчинс был вынужден использовать в котлах морскую воду; снижение давления пара заставило его снова снизить скорость хода, на этот раз до 10 узлов, что делало эсминец лёгкой добычей для подводных лодок. [Крейсерская скорость «Бори» составляла 35 узлов, или 65 км/ч].
Примерно в 11 часов офицер связи перезапустил аварийный генератор Колера для рации (Kohler emergency generator) при помощи смеси из жидкости для зажигалок Zippo и спирта для торпед; был послан сигнал SOS, был запущен приводной радиомаяк, и, после некоторой задержки из-за плохой видимости «Бори» был засечён торпедоносцем Grumman TBF Avenger с «Карда». [Grumman TBF/TBM Avenger — «мститель») — американский торпедоносец-бомбардировщик, разработанный для ВМС и Корпуса морской пехоты США]
Для спасения корабля были приняты поистине героические меры. Для работ под палубами использовались керосиновые лампы. Экипаж образовал цепочку людей, передающих вёдра, и весь палубный груз, даже прибор управления зенитным огнём, был сброшен за борт. Были выпущены остававшиеся торпеды.
Спасательные шлюпки, торпедные аппараты, 20-миллиметровые пушки и пулемёты – всё было сброшено за борт, к ним добавились стрелковое оружие, которым бились с экипажем немецкой подлодки, тонны инструментов и снаряжения и свыше сотни матрасов. Была оставлена лишь необходимая для обороны четырёхдюймовая артиллерия и десяток снарядов на орудие.
Но корабль продолжал медленно погружаться в воду, хотя работали все помпы; доложили об утечке топлива из всех цистерн по левому борту и о надвигающемся грозовом фронте. Требовался буксир, чтобы отвести эсминец в порт; из-за плохой видимости, преобладающей в Северной Атлантике, Хатчинс считал, что шансы на то, что буксир найдёт «Бори», были ничтожны.
Ближайший порт, Хорта [Horta, Азорские острова] был в 690 милях (1278 км); Исландия, Ирландия и Ньюфаундленд были в 900 милях (1667 км), а тактическая группа находилась, как сообщалось, почти в самом центре охоты, которую вели пять «волчих стай». [«Волчья стая» — тактика преследования и одновременной атаки вражеского морского конвоя группой подводных лодок с целью получения тактического преимущества над силами противолодочного эскорта. Применялась Германией и США во Второй мировой войне]. К этому времени высота волн была уже более шести метров.
Когда в 16.30 стемнело, Хатчинс неохотно приказал измождённой команде покинуть корабль. Тактическая группа «Карда» подвергалась существенному риску оставления эскортного авианосца без защиты в кишащих немецкими подводными лодками водах. «Кард» находился в 10 милях, но эсминцы «Гофф» [USS Goff (DD-247)] и «Барри» [USS Barry (DD-248)] были рядом с покинутым «Бори». По приказу командира тактической группы корабль к тому времени ещё не был затоплен. Несмотря на беспорядочный огонь из пулемётов и стрелкового оружия с борта U-405, никто из членов экипажа «Бори» не погиб, хотя имелось несколько раненых. Но вследствие того, что температура воды была всего 44 °F (7 °C), высота волн достигала 6 метров, и из-за сильного изнеможения три офицера и 24 матроса погибли во время спасательной операции. Хатчинс докладывал: «Многие из погибших просто не смогли забраться на борт» одного из двух пришедших на помощь эсминцев.
Однако всю ночь корабль продолжал оставаться на плаву; «Гофф» и «Барри» с рассветом сделали попытку затопить обречённое судно, но из-за высоких волн торпеды прошли мимо. Один четырёхдюймовый снаряд с «Барри» попал в капитанский мостик и вызвал небольшой пожар, но эсминец не желал тонуть. «Удар милосердия» был нанесён утром 2 ноября 500-фунтовой (227 кг) бомбой, сброшенной торпедоносцем TBF Avenger эскадрильи VC-9 с «Карда». «Бори», наконец, затонул в 9:55. Выживших пересадили на более вместительный авианосец «Кард» и отправили домой.
Награды
«Бори получил три «Звезды за службу» (battle stars), Президентскую благодарность подразделению (Presidential Unit Citation) за действия в составе тактической группы «Карда». За последний бой «Бори» трое были награждены Военно-морским Крестом (Navy Cross medal), двое медалью «Серебряная Звезда» (Silver Star medal), и один – орденом «Легион Почёта» (Legion of Merit).
P.S. Если кто-то считает, что с немецкой лодкой U-405 обошлись несправедливо, то этот экземпляр «волчьей стаи» уничтожил 28 февраля 1943 года торпедные катера RPT-1 и RPT-3, переданные СССР по ленд-лизу (конвой HX-227), в тот же день утопил американский торговый пароход Wade Hampton (тот же конвой), 9 марта 1943 года пустил на дно британский десантный корабль HMS LCT-2341 и норвежский торговый пароход Bonneville (оба – конвой SC-121).
Источники фото:
allison-collection-november-1943
en.wikipedia.org
topwar.ru (с этой страницы я взял только фотографии, желающие могут ознакомиться с материалом, озаглавленным «Схватка в Атлантике. Таран в ночи». Мне текст не понравился, я решил сделать перевод статьи в «Википедии»).